Russian Belarusian English German

Инновационный проект

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования
функциональной грамотности младших школьников»



Инновационный проект
«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования
функциональной грамотности младших школьников»

Информационная характеристика проекта

Полное название (тема) инновационного  проекта:

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

      

Разработчик проекта:

Руцкая Наталья Николаевна заместитель директора по учебной работе Государственного  учреждения образования «Копаткевичская средняя школа»

тел.: +375 29 5052968

e-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Научные консультанты проекта:

Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент; +375447033285,  e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">svetgin@mail.ru

Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик

ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент; +375291197968, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">nkapshaj@gmail.com

Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»; +375297894202, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Перечень учреждений образования, на базе  осуществляется инновационная деятельность

Государственное учреждение образования  «Гимназия № 2 г. Бреста»

Государственное учреждение образования  «Гомельская Ирининская гимназия»

Государственное учреждение образования  «Гимназия № 4 г. Гродно»

Государственное учреждение образования  «Гимназия № 33 г. Минска»

Государственное учреждение образования  «Могилёвская городская гимназия №1»

Государственное учреждение образования  «Гимназия № 3 г. Бобруйска»

Государственное учреждение образования  «Гимназия № 1 г. Волковыска»

Государственное учреждение образования  «Гимназия г. Кобрина»

Государственное учреждение образования  «Гимназия г. Петрикова»

Государственное учреждение образования  «Гимназия г. Светлогорска»

Государственное учреждение образования  «Узденская районная гимназия» Государственное учреждение образования  «Гимназия г. Шклова»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 4 г. Витебска»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 47

г. Витебска имени Е.Ф. Ивановского»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 12 г. Гродно»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 37 г. Гродно»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 15 г. Минска»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 111 г. Минска»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 8 г. Могилева»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 18

г. Могилева»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 21

г. Могилева»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 37

г. Могилева»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 40

г. Могилева»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 4

г. Барановичи»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 28

г. Бобруйска»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 3 г. Глубокое»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Докшицы»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 3 г. Дятлово»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 1 г. Жабинки»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 12

г. Жлобина»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 1 г. Ельска»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 2

г. Костюковичи»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 1 г. Лепеля»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 8 г. Лиды»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 3 г. Ошмяны»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 1 г. Полоцка»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 6 г. Полоцка»

Государственное учреждение образования   «Средняя школа № 16

г. Полоцка»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 5 г. Рогачева»

Государственное учреждение образования  «Средняя школа № 1 г.Скиделя»

Государственное учреждение образования  «Узденская средняя школа № 2

им. К. Крапивы»

Государственное учреждение образования  «Бычихинская средняя школа»

Городокского района Витебской области

Государственное учреждение образования  «Василишковская средняя школа» Щучинского района Гродненской области

Государственное учреждение образования  «Воротынская средняя школа Бобруйского района»  Могилевской области

Государственное учреждение образования  «Заширская средняя школа

Ельского района» Гомельской области

Государственное учреждение образования  «Лапичская средняя школа»

Осиповичского района Могилевской области

Государственное учреждение образования  «Ракитницкая средняя школа»

Жабинковского района Брестской области

Государственное учреждение образования  «Тимоновская средняя школа Климовичского района»  Могилевской области

Государственнное учреждение образования  «Детский сад – средняя школа №22 г.п.Болбасово им. С.И. Грицевца»  Оршанского района Витебской области

Государственнное учреждение образования  «Бушевский детский сад – средняя школа» Буда-Кошелевского района Гомельской области

Государственнное учреждение образования  «Семежевский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа им. М.С. Высоцкого»

Копыльского района Минской области

Государственнное учреждение образования  «Неговская базовая школа Буда-Кошелевского района» Гомельской области

Государственнное учреждение образования  «Начальная школа г. Буда-Кошелево»

Государственнное учреждение образования  «Детский сад – начальная школа № 63 г. Гомеля»

Сроки проведения инновационной деятельности: 2021 – 2024 гг.

Данная продолжительность инновационной деятельности (три года) обусловлена тем, что на первой ступени общего среднего обучения учебная программа по учебному предмету «Литературное чтение» реализуется во II-IV классах. Систематическому изучению русской литературы предшествует обучение базовым навыкам чтения и письма как видам речевой деятельности в рамках учебного предмета «Обучение грамоте» в первом классе.

База инновационной деятельности (целевая аудитория)

         Образовательный процесс в параллели вторых классов (2021/2022 уч. г.), в параллели третьих классов (2022/2023 уч. г.), в параллели четвертых классов (2023/2024 уч. г.).

         Количество классов – 2  количество учащихся - 29.

Актуальность (обоснование целесообразности реализации инновационного проекта)

Основной характеристикой современного мира является быстрая динамика происходящих в нем изменений. Появление глобальной сети Интернет, уже названное четвертой информационной революцией, кардинальным образом изменило общество. Индустриальная эпоха, главным товаром которой были промышленные изделия, в конце ХХ в. – начале ХХІ в. сменилась информационной, когда главным товаром становятся знания. При этом на данном этапе меняется не только характер знаний, востребованных обществом и конкретным человеком, но и их содержание и структура. Одним из важных компонентов в структуре востребованных знаний, наиболее подверженным изменениям, является функциональное знание, определяющее в силу своей личностной значимости для человека содержание его функциональной грамотности.

Прежде всего, данный вызов современности имеет отношение к системе образования. В мире, когда знания стремительно устаревают, человеку необходимо постоянно учиться и переучиваться, причем уметь это делать быстро и качественно.

Цифровизация и компьютеризация общества, быстрое развитие высокотехнологичных производств, применение искусственного интеллекта, появление новых профессий, сфер экономики и социально-психологические изменения самого человека привели к новому расширенному пониманию функциональной грамотности.

По определению российского академика Н.Ф. Виноградовой функциональная грамотность – это базовое образование личности. Выпускник начальной школы должен обладать:

«готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее»  [7].

Коллектив Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» рассматривает функциональную грамотность как совокупность интегративных и предметных компонентов. Предметные компоненты соответствуют предметам учебного плана на первой ступени общего среднего образования, интегративные проявляют свою сущность в сопровождении любого предметного компонента.

К интегративным компонентам функциональной грамотности относятся  читательская, информационная, коммуникативная и социальная.

Ведущим компонентом является читательская грамотность, под которой понимается способность к чтению и пониманию разнообразных типов текстов, умение извлекать информацию и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Информационная грамотность предполагает умение запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать нужную информацию, создавать и обмениваться новой информацией; что является основой формирования общеучебных умений и навыков.

Коммуникативная грамотность включает способность к успешному взаимодействию в различных формах с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации, владение культурой вербального и невербального общения.

Социальная грамотность предполагает способность адекватно реагировать на современные вызовы, быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям социума.

Таким образом, функциональная грамотность должна рассматриваться не как дополнительное содержание образования, а как ценностный ориентир, позволяющий учащемуся постоянно применять приобретаемые знания и умения для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Как и многие другие образовательные системы белорусское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы и решать возникающие в этой связи проблемы является важным фактором, определяющим приоритетные направления развития национальной системы образования.

В Государственной программе «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь, развитие функциональной грамотности определено как одно из принципиальных преобразований в системе образования с целью повышения ее привлекательности и конкурентноспособности в мировом образовательном пространстве.

Для повышения качества общего среднего образования будет разработано научно-методическое обеспечение, ориентированное на формирование функциональной грамотности обучающихся: учебные программы, реализующие требования образовательных стандартов нового поколения; комплекты ситуационных задач по учебным предметам; учебно-методические комплексы для организации и проведения факультативных занятий; методические рекомендации по разработке учебных и учебно-методических пособий; методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся [25].

         Определенные шаги в данном направлении предпринимаются уже сейчас, о чем свидетельствует анализ материалов в республиканских научно-методических журналах («Пачатковае навучанне: сям’я, дзiцячы сад, школа», «Пачатковая школа», «Народная асвета»): за 2018-2020 гг. было 59 статей, которые относились к проблеме формирования функциональной грамотности младших школьников. И это неслучайно.

         Именно с начальной школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого учащегося этап становления его функциональной грамотности, когда происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности: письму и чтению, говорению и слушанию.

Образовательным стандартом начального образования определены требования к метапредметным результатам освоения содержания образовательной программы начального образования, которые отражают готовность учащегося к познавательной деятельности, освоение универсальных учебных действий и межпредметных понятий.

Следует обратить внимание на следующие результаты, являющиеся определяющими при оценке уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников, к которым относятся:

- владение базовыми общеучебными умениями и навыками;

- осуществление мыслительной деятельности на соответствующем возрастным особенностям уровне (анализ, синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, выявление закономерностей);

- умение применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;

- проявление познавательной активности;

- осуществление поиска решения учебной задачи и интерпретация полученных результатов;

- владение навыками осознанного чтения [61].

         При этом результаты республиканского мониторинга читательской грамотности, проведенного в 2016/2017 уч. г., показывают, что низкий уровень читательских умений выявлен у 78% пятиклассников, что позволяет сделать однозначный вывод о необходимости целенаправленной систематической работы в данном направлении [67].

В феврале 2021 г. была проведена диагностика функциональной грамотности, в которой приняли участие 10 учащихся, которые занимались по технологии (0 учащихся отсутствовали).

Диагностическая работа состояла из двух частей: задания на проверку сформированности умений работать с несплошными текстами и задания на проверку сформированности умений работать со сплошным текстом.

В качестве контрольных классов были определены 5 учащихся с высоким уровнем учебных достижений 4 «А»  класса и 5 учащихся 4 «Б» класса учреждения образования «Василишковсая средняя школа» Щучинского района Гродненской области (всего 10 учащихся), где в те же сроки была проведена такая же диагностика.

Количественный и качественный состав выборки позволяет считать исходные условия одинаковыми, следовательно, отличия могут быть отнесены к результатам использования технологии при обучении в  экспериментальных группах.

Сравнительные результаты диагностики функциональной грамотности

Параметры сравнения

Экспериментальные классы

10 учащихся (100%)

Контрольные

классы

10 учащихся (100%)

Часть первая: несплошные тексты

Высокий уровень выполнения

(из них превосходный уровень)

0

0

Средний  уровень выполнения

7

2

Низкий уровень выполнения

(из них неудовлетворительный уровень)

3

8

Средний балл выполнения

8,8

5,5

Часть вторая: сплошной текст

Высокий уровень выполнения

(из них превосходный уровень)

3

0

Средний  уровень выполнения

6

3

Низкий уровень выполнения

(из них неудовлетворительный уровень)

1

7

Средний балл выполнения

11,5

8,5

Вся работа целиком

Высокий уровень выполнения

(из них превосходный уровень)

1

0

Средний  уровень выполнения

8

2

Низкий уровень выполнения

(из них неудовлетворительный уровень)

1

8

Средний балл выполнения

20,3

13,7

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии существенных различий в уровне выполнения работы учащимися экспериментальных классов, который обусловлен положительным влиянием технологии многомерного чтения на уровень сформированности функциональной грамотности учащихся.

        В этой связи учреждение образования считает целесообразным участие в инновационном проекте «Внедрение технологии  чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников».

         Таким образом, инновационный проект «Внедрение модели многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников» направлен на разрешение следующих противоречий:

- между возрастающей потребностью системы образования в развитии функциональной грамотности обучающихся и недостаточной разработанностью соответствующего научно-методического обеспечения;

- между современными требованиями образовательного стандарта к метапредметным результатам освоения программы начального обучения и традиционной ориентацией педагогической практики на достижение предметных результатов;

- между повышением требований к умению использовать тексты для решения различных жизненных задач и низкой мотиваций к чтению как к виду деятельности; 

- между необходимостью создания условий для формирования читательской грамотности как фундаментального компонента функциональной грамотности и вниманием учителей начальных классов к технической стороне чтения;

- между потребностью в формировании умения использовать тексты различных типов, прежде всего несплошные, для решения широкого круга жизненных задач и недостаточным количеством подобных текстов в учебных пособиях на первой ступени общего среднего образования;

- между потребностью педагогических кадров в повышении квалификации по заявленной теме и отсутствием соответствующих программ обучения.

         Готовность педагогического коллектива к участию в инновационном проекте подтверждается:

- заинтересованностью всех участников в инновационной деятельности, пониманием ее актуальности и значимости;

- наличием квалифицированных учителей начальных классов, современной материально-технической базы;

- педагогическим опытом использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий;

- наличием опыта участия в экспериментальной и инновационной деятельности;

- готовностью социально-педагогической службы к сопровождению инновационной деятельности;

- стремлением педагогов к постоянному повышению профессионального мастерства (непрерывном самообразовании; участии в конкурсах, семинарах, конференциях; публикации, распространении опыта);

- наличием системы сетевого взаимодействия в рамках реализации инновационного проекта.

         Значимость инновационного проекта состоит в том, что внедрение технологии многомерного чтения соответствует основным стратегическим приоритетам развития системы образования в Республике Беларусь; обеспечивает достижение метапредметных результатов обучения, заложенных в образовательном стандарте начального образования; совершенствует и обогащает методику обучения на первой ступени общего среднего образования. Распространение технологии многомерного чтения позволит повысить качество начального образования, а также интегрировать инновационный опыт в мировое образовательное пространство.

Цели и задачи инновационной деятельности

Цель инновационного проекта: повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников посредством внедрения технологии многомерного чтения.

         Достижение цели предполагает решение следующих задач:

-         внедрить технологию многомерного чтения в образовательный процесс на первой ступени общего среднего образования;

-         внедрить методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся на учебных предметах  «русский язык», «литературное чтение», «математика», «человек и мир»;

- оценить эффективность использования технологии многомерного чтения;

- разработать методические рекомендации по эффективному внедрению в массовую образовательную практику инновационной технологии.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Понятие «многомерное чтение» в методику вводится впервые, что обусловлено необходимостью обозначить и зафиксировать авторскую технологию, которая в настоящее время разрабатывается авторским коллективом под научным руководством Гин С.И.

В данном понятии отображается сущность инновационного подхода: многомерный текст (в смысловом, коммуникативном, прагматическом плане) предполагает адекватное многомерное изучение и многоаспектно раскрывается на содержательном уровне.

Теоретической основой проекта является комплекс дидактических подходов, применение которых результативно в осмысленном прочтении многослойного художественного текста, в соотношении учебных знаний с многомерной реальностью, в формировании метапредметных умений,  сформированных в системно-деятельностном решении проблем, использовании креативного подхода при выполнении практико-ориентированных заданий.

Прежде всего, следует отметить модель В.Э. Штейнберга, автора теории многомерных дидактических инструментов, который писал: «Сегодня многомерность выступила на первый план педагогической науки и практики как антагонист множества одномерных методик обучения, в которых преобладают сценарные и операционные подходы, низкая управляемость и произвольность учебного процесса и его опора преимущественно на механизм памяти» [81]. Главными единицами обучения должны быть не факты, а связи между ними, которые обеспечивают системный характер познания на основе многомерного представления и анализа информации во внешнем и внутреннем планах учебной деятельности.

Научными исследованиями по теме формирования функциональной грамотности занимаются современные отечественные и зарубежные исследователи (И.Ю. Алексашина. В.С. Басюк, Р.Н. Бунеев, Е.А. Гулецкая, О.В. Зеленко, В.А. Ермоленко, Г.С. Ковалева, Н.Н. Кошель, М.И. Кузнецова, А.А. Леонтьев, О.Б. Логинова, В.В. Мацкевич, В.Ф. Русецкий, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, О.В. Тихомирова, С.Г. Яковлева и др.). Учеными обосновано, что функциональное знание является динамичным интегративным образованием, структура которого постоянно меняется в зависимости от развивающихся потребностей человека и общества в целом, а функциональная грамотность осознается как гарант безопасности жизнедеятельности индивида, средства его успешного жизнеустройства. Можно выделить следующие основные направления исследования: установление содержания функциональной грамотности в условиях постиндустриального общества, формирование функциональной грамотности учащихся как стратегической задачи развития системы образования,  мониторинг и оценка функциональной грамотности, включая такие компоненты как креативное мышление и глобальные компетенции, конструирование системы заданий для формирования функциональной грамотности на всех этапах обучения, выявление условий, способствующих повышению уровня сформированности функциональной грамотности учащихся. Для нашей работы значимым является акцентирование роли функционального чтения как средства развития функциональной грамотности [31].

Проблемой дидактического сопровождения формирования функциональной грамотности младших школьников занимается научный коллектив под руководством Н.Ф. Виноградовой, который разрабатывает методику формирования как интегративных, так и предметных компонентов функциональной грамотности, определяет эффективные формы организации обучения, способствующие успешному развитию функциональной грамотности у учащихся; реализует идею построения поисково-исследовательской деятельности на уроке как приоритетной. [7; 8].

Технология многомерного чтения опирается на концептуальные положения личностно ориентированного образования и гуманистической педагогики, которые предполагают включение в образовательный процесс субъектного опыта учащихся, накопленного ими в результате индивидуальной жизнедеятельности, через раскрытие его содержания и согласование этого содержания с социокультурным образцом [2; 82].

При этом с позиций личностно-деятельностного подхода человек и его психика определяются, развиваются и проявляют себя исключительно в деятельности, вследствие чего формирование любого социально-психологического качества личности требует включения его в систему специфической для данного качества деятельности [34; 50].

Логичным развитием идей Л.С. Выготского является деятельностно-ориентированная концепция, которая положена в основу образовательной программы «Школа 2100», согласно которой процесс обучения предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся и учителя, переход от учебной деятельности в учебной ситуации к практической деятельности в реальной жизненной ситуации. При обучении чтению делается акцент на систему психолингвистических единиц и языковую интуицию ребенка, сложившуюся до начала школьного обучения [59].

Для формирования креативной составляющей функциональной грамотности используется опыт ТРИЗ-педагогики. Разработкам теории решения изобретательских задач в области образования посвятили свои исследования Г.С. Альтшуллер, В.Г. Березина, М.С. Гафитулин, А.А. Гин, С.И. Гин, М.М. Зиновкина, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, И.Н. Мурашковская,  А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, Г.В. Терехова, Н.Н. Хоменко и др. Для активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся, направленной на получение новых результатов, разработаны приемы развития творческого мышления и творческого воображения, методики создания творческих продуктов, дидактические игры для овладения основными понятиями теории. 

В последние годы активно разрабатывается методика построения обучения на основе открытых задач, для решения которых учащимся необходимо разрешать противоречия, выдвигать и проверять гипотезы, прогнозировать последствия события или явления. Для формирования вариативности мышления учитель стимулирует выполнение открытых заданий разнообразными способами или создает ситуации «вынужденной изменчивости», когда накладываются ограничения на использование привычных, известных способов действий, что

закладывает основы  воспитания мировоззренческой позиции восприятия жизни как динамического пространства решения открытых задач [12; 13].

Для организации обучения посредством специально организованных диалогов используются проблемно-диалогические методы обучения (Е.Л. Мельникова). Выделяют два вида диалога: побуждающий, который состоит из отдельных стимулирующих реплик педагога, и подводящий, который представляет собой систему посильных вопросов и заданий, предполагающих выстраивание логической цепочки к новому знанию [60].

Читательская грамотность как способ формирования функциональной грамотности реализуется посредством литературоведческого положения о многомерности художественного текста (М.М. Бахтин, В.И. Тюпа, В.Е. Хализев), в имманентном разборе которого читатель потенциально может выявить множество причин и следствий разнообразных явлений и ситуаций, а также обратиться к широкому контекстуальному пространству, включающему самые разные социальные и культурные аспекты жизни.

При разработке авторских учебных пособий учтена позиция российского ученого В.М. Букатова, который утверждает, что кризис современного образования выражается в преувеличении отрицательных сторон клипового мышления. Школе надо не бороться с клиповым восприятием и сознанием учащихся, а строить образовательный процесс с учетом действующей информационной культуры на основе ее характерных тенденций: увеличения потока информации, потребности в быстром усвоении и разнообразии поступающей информации, стремлении к многозадачности и диалогичности.

Технология многомерного чтения имеет определенные точки пересечения с другими современными инновационными методиками, касающимися формирования читательской грамотности – смысловым чтением, продуктивным чтением, иммерсионным (проектным) чтением и др. Это объясняется структурной общностью текстов, возрастными особенностями восприятия, решением единой задачи – повышения уровня читательской компетентности младших школьников [6; 32; 47].

В сравнении с ними в технологии многомерного чтения четко определяются и существенные отличительные характеристики. Данная технология:

- целенаправленно соотносится с функциональной грамотностью, являясь способом ее формирования;

- предполагает целостное изучение произведения (в имманентном и контекстуальном планах), не разрушая целостность читательского восприятия содержания и смысла, проектирует выделение  смысловых зон, продуктивных для формирования метапредметных результатов обучения;

- активизирует неявные смыслы и подтекст, реконструкция которых проводится в контекстуальном разборе на междисциплинарном уровне, с применением уже имеющихся у учеников знаний и умений, приобретенных при изучении других  учебных предметов и в процессе самообразования;

- ориентирована на развитие творческих способностей учащихся, которым необходимо в эвристическо-исследовательской деятельности найти решение проблемы, обогащающее представление о содержательности литературного произведения;

- раскрывает многомерность познаваемого окружающего мира и человека в нем.

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной деятельности

         Технология многомерного чтения способствует успешному достижению цели и задач инновационного проекта. Представляется целесообразным представить основные содержательные аспекты технологии в виде дидактического многомерного инструмента – логико-смысловой модели:

Раскроем содержание каждой из координат ЛСМ.

Компоненты технологии

- целевой компонент: повышение уровня образовательных достижений учащихся на первой ступени общего среднего образования в соответствии с вызовами информационного общества;

- содержательный компонент: обучение строится на основе фрагмента литературного произведения, который является связующим звеном между разными сферами знаний, своей многомерностью продуцирует множество, толкований и интерпретаций, а также открытие новых смысловых граней текста, что осуществляется благодаря продуктивной деятельности самого читателя;

- организационный компонент: занятия по технологии многомерного чтения проводятся 2-3 раза в неделю за счет часов стимулирующих и поддерживающих занятий со всеми учащимися класса;

- диагностический компонент: предполагается проведение входной (стартовой), промежуточной и итоговой диагностик уровня функциональной грамотности учащихся, а также использование таких методов как наблюдение. анкетирование, тестирование уровня логического и творческого мышления, анализ результатов учебной деятельности;

- результативный компонент: повышение уровня достижения личностных, предметных и метапредметных результатов начального обучения.

Этапы технологии

- системный, или образно-синтетический: происходит знакомство с текстом на основе использования методики А.М. Кушнира (чтения со звуковым ориентиром) для обеспечения цельности эмоционально-художественного восприятия; обсуждение прочитанного происходит на репродуктивном уровне с обязательным обменом впечатлениями, соотнесением содержания текста с личным опытом учащихся, выстраиванием разнообразных ассоциативных цепочек;

- подсистемный, или исследовательский: углубленному осмыслению подлежат выделенные фрагменты, обособленность которых соответствует композиционной структуре текста. Работа над ними проводится как в рамках имманентного разбора, так и контекстуального, вызванного многомерностью образных компонентов произведения. В имманентном разборе определяются проблемные зоны, выявляются причины и следствия событий и поступков героев, что развивает аналитическое мышление читателя. Выход в близкие и отдаленные контексты требует применения знаний из самых разных дисциплин, к которым относятся не только предметы, изучаемые в начальной школе (математика, русский язык, русская литература, «Человек и мир», основы безопасности жизнедеятельности, трудовое обучение, изобразительное искусство, музыка), но и адаптированные понятия учебных предметов старшей школы (истории, географии, биологии, физики, химии, обществоведения); а также общекультурные понятия из различных областей жизнедеятельности. этом контекстная составляющая не притягивается искусственно, а диктуется логикой изучаемого текста, органично вытекая из его содержания.

- надсистемный, или рефлексивно-аналитический: повторное восприятие текста на более глубоком уровне, выполнение практических и творческих работ, оценка идейно-смысловой и художественной ценности прочитанного.

Новизна:

- «смысловые единицы»: в тексте выделяются отдельные абзацы и предложения, содержание которых обладает смысловой завершенностью и обуславливает характер последующих заданий;

- «программа»: изучение программного материала по общеобразовательным предметам технологией не предполагается;

- «темп обучения»: образовательный процесс осуществляется в соответствии с индивидуальными познавательными способностями и потребностями учащихся с учетом их активности, мотивации и самостоятельности; при наличии гибкого плана занятия: в каждом классе предполагается собственный темп обучения в зависимости от конкретной образовательной ситуации;

- «смартфон»: обучение по технологии предполагает по возможности наличие у учащихся индивидуальных электронных устройств, которые позволяют визуализировать информацию,  а также обеспечивают доступ к различным ресурсам сети Интернет: энциклопедиям, словарям, генераторам игр и заданий, обучающим видео, тестовым программам и т.д.

Принципы обучения

Обучение по технологии многомерного чтения осуществляется на основе  общедидактических принципов (сознательности, активности, прочности, наглядности, доступности, научности, систематичности и последовательности и др.) а также на частнодидактических принципах креативного обучения, сформулированных С.И. Гин [24]. Так,

- принцип задачного режима предполагает использование в обучении  творческих задач, отличительной особенностью которых является высокая степень открытости и проблемности; что обеспечивает формирование следующих творческих умений: формулировать проблему, генерировать идеи и выдвигать гипотезы, давать оценочные суждения, обобщать мыслительные операции, изменять и преобразовывать задания, осуществлять  перенос знаний и умений на незнакомые ситуации;

- принцип ресурсного подхода ориентирует на широкое использование ресурсов учащихся – интересов,  увлечений, желаний, потребностей – и включение их в общую структуру занятия, что обеспечивает постоянное обогащение, преобразование и качественное изменение субъектного опыта в направлении согласования с общественным опытом; учет индивидуальных психофизических способностей и возможностей учащихся и построение на их основе учебных диалогов, сюжетов заданий, упражнений и т. д.;

- принцип эмоционального сотрудничества обеспечивает построение занятия на основе положительных эмоций интереса, радости, удивления; дает возможность устанавливать взаимосвязь между когнитивным содержанием предмета и эмоциональным состоянием учащихся.

УМК

Для каждого года обучения разработан учебно-методический комплекс, включающий учебник-тетрадь для учащихся и пособие для учителя.

Учебник-тетрадь представляет собой полноцветное пособие для учащихся, которое состоит из текста главы (во втором классе из сказки, в третьем – из фантастической повести, в четвертом – из приключенческой повести), заданий по осмыслению содержания текстовых фрагментов, заданий по всему тексту. в пособии широко представлен иллюстративный материал, не только в виде рисунков, но и различных видов несплошных текстов (схем, инструкций, карт, таблиц, диаграмм, условных обозначений и др.), а также QR-коды, позволяющие не только создавать дополненную реальность, но и выполнять задания в сети Интернет. Кроме этого в пособии имеется приложение, включающее в себя задания серии МИКС и материалы для выполнения творческих и практических работ.

         Пособие для учителя подготовлено в полном соответствии с учебником-тетрадью и включает в себя обращение к участникам инновационной деятельности (пояснительную записку), методические рекомендации по всем заданиям пособия для учащихся, описание содержания проблемных диалогов, практических и исследовательских работ, дидактических игр и упражнений, также дополнительную информацию и критерии выполнения заданий.

Ключевые компетенции

- креативность развивается за счет использования в обучении заданий творческого характера, целенаправленной установки на оригинальность подходов при выполнении заданий, поддержку нестандартного подхода; ознакомления с приемами решения изобретательских задач;

- критическое мышление формируется при анализе и осмыслении как самой информации, так и ее полноты, точности и достоверности; при обсуждении ответов и результатов выполнения заданий; при направленности обучения на аргументацию личной точки зрения;

- коммуникация: обучение по технологии предполагает использование активных и интерактивных методов обучения, парной и групповой форм взаимодействия, участие в учебных дискуссиях, ознакомление с правилами бесконфликтного общения (медиации);

- кооперация осуществляется при участии  в командном мозговом штурме, который предполагает выдвижение, обсуждение, выбор, развитие и презентацию идеи; при выполнении мини-проектов с учетом заданной роли, при установке на сотрудничество и взаимопомощь для успешного достижения общей цели. 

Компоненты функциональной грамотности:

- читательская грамотность формируется при выполнении заданий, в которых нужно находить и извлекать информацию из текстов различных видов,  интегрировать и интерпретировать информацию, осмысливать и оценивать сообщения текста; а также при использовании содержания текста в различных ситуациях деятельности и общения, переносе прочитанного в сферу личной жизнедеятельности;

- информационная грамотность формируется при выполнении заданий, в которых необходимо формулировать поисковый запрос Internet, отбирать и перерабатывать информацию, использовать информацию, полученную из различных источников; при выполнении интерактивных заданий, созданных с использованием Google-сервисов (Learningapps, Padlet, Wordwall, Simpoll,  H5p, Learnis, Etreniki и др.), при использовании мобильных приложений в процессе обучения;

- коммуникативная грамотность формируется при создании устных и письменных сообщений разных типов и жанров, при овладении культурой речевого общения, при осуществлении успешного взаимодействия с другими с учетом особенностей ситуации, при стремлении к совершенствованию коммуникативной активности;

- социальная грамотность формируется при выполнении заданий, в которых необходимо быстро и гибко реагировать на возможные изменения, уметь адаптироваться к различным требованиям и условиям их выполнения, уметь предвидеть последствия своего поведения и при необходимости корректировать ситуацию; при направленности обучения на формирование таких качеств личности как ответственность, целеустремленность, лидерство.

Чn

Данный знак является логотипом технологии, т.к. многомерное чтение является чтением высокого уровня, чтением объемным, чтением в степени N. На первом занятии учителю рекомендуется совместно с учащимися придумать различные слова на букву «н», описывающие сущность технологии.

Можно выделить следующие основные образные характеристики многомерного чтения:

- неторопливое (углубленное, медленное, вдумчивое), оно обеспечивает возможность всестороннего изучения смысловых единиц текста, понимание ценности не только каждого слова автора, но порой и знаков препинания;

- насыщенное: позволяет учащимся «отталкиваться» от текста в поисках разнообразных смыслов;

- неожиданное: авторы методических пособий постарались создать такие задания, которые не повторятся на протяжении учебного года; что обеспечивает активность и мотивацию учащихся;

- нравственное: при решении проблемных ситуаций основополагающим критерием является «гуманность», при отсутствии которого идея дальше не рассматривается; литературные тексты специально подобраны так, что герой произведения оказывается в ситуации выбора, который способствует    формированию системы ценностей учащихся;

- наше: авторы технологии являются белорусскими педагогами, заинтересованными в развитии системы образования Республики Беларусь и ее эффективной интеграции в мировом образовательном пространстве.

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов технологии многомерного чтения, апробированной в ходе экспериментальной деятельности

С сентября 2017 г. по настоящее время в 22 учреждениях образования всех  регионов республики реализуется инновационный проект по теме «Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования» (научный консультант С.И. Гин).

         Основной задачей первого учебного года было выявление учащихся с высоким уровнем учебной мотивации по результатам комплексного педагогического наблюдения, психологических диагностик, анкетирования и бесед с родителями. В конце первого класса были сформированы так называемые целевые группы учащихся (381 чел., что составляет 25% от числа всех учащихся в экспериментальных классах).

Отличительными особенностями учащихся целевых групп являются прежде всего повышенная любознательность, опережение сверстников по уровню умственного развития, высокий темп прохождения учебного материала, повышенная потребность в умственной нагрузке; ярко выраженный интерес к учебной деятельности и стремление к самостоятельности в процессе мышления. Однако эти особенности не могут быть в полной мере учтены при использовании традиционных методик обучения.

Кроме того, что обучение и развитие интеллектуально одаренных учащихся должно быть соответствовать вызовам информационного  общества. Дети поколения Z умеют легко ориентироваться в не сплошной, фрагментарной информации и быстро переключаться с одной темы на другую. Поэтому текст, предлагаемый для изучения, должен быть не линейным, а многомерным, системно организующим разрозненные элементы знания.

Для реализации данной идеи был создан творческий коллектив из числа учителей-методистов нашей республики под научным руководством С.И. Гин, который разработал методические пособия по технологии многомерного чтения.

         В июне 2018 г. был проведен обучающий семинар для учителей – участников инновационного проекта, во время которого состоялась презентация новых учебных пособий и даны рекомендации по работе с ними.

         Таким образом, начиная со второй четверти 2018/2019 уч.ч. проводились занятия по апробации технологии многомерного чтения (в среднем один раз в неделю за счет стимулирующих занятий) В апробации принимали участие не только учащиеся целевых групп, но и учащиеся с высоким уровнем учебных достижений, а в отдельных учреждениях образования – учащиеся всего класса. В течение трех лет были апробированы следующие учебники-тетради:

- (Коварное маковое поле)n – глава из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»;

- (Что рассказали ушаны)n – глава из фантастической повести К.. Булычева «Тайна третьей планеты»;

- (Я стерегу…)n – глава из приключенческой повести П. Мисько «Новоселы».

         Учителя отмечали высокий уровень познавательной активности учащихся на занятиях, повышение читательской мотивации. Также были заметны положительные изменения в развитии речи: увеличился не только объем высказываний, но они стали более четкими и аргументированными. Учащиеся стали  обращать внимание на детали текста, которые ранее оставались незамеченными; развитие языкового чутья происходило на фоне постоянного расширения кругозора и систематизации знаний.

         В феврале 2021 г. была проведена диагностика уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников, в которой приняли участие 616 учащихся из экспериментальных классов и 620 учащихся из контрольных классов. Контрольные классы определялись либо из других классов параллели данного учреждения образования, либо из других учреждений образования по возможности в том же регионе и такого же типа учебного заведения. При этом максимально соблюдались требования к количественной и качественной однородности параллельной выборки.

Диагностическая работа состояла из двух частей, которые оценивали умение работать с несплошными и сплошными текстами. При составлении заданий первой части были использованы различные ресурсы, прежде всего демонстрационные материалы, разработанные специалистами «Института стратегии развития образования» (Москва). Вторая часть представляла собой текст и задания к нему, которые были использованы в мониторинговом исследовании PIRLS в 2001 г.

Сравнительные результаты выполнения работы представлены в виде диаграмм.

Средний балл выполнения работы

Распределение по уровням выполнения заданий первой части

Распределение по уровням выполнения заданий второй части

Распределение по уровням выполнения заданий всей работы

Полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии существенных различий в пользу учащихся экспериментальных классов, что позволяет сделать вывод об эффективности технологии многомерного чтения.

Также следует обратить внимание, что уровень выполнения второй части работы оказался гораздо выше, чем первой, в том числе и у учащихся экспериментальных классов. Следовательно, необходимо увеличить количество заданий с несплошными текстами.

Социально-экономическая значимость технологии заключается в  том, что учащиеся экспериментальных классов будут более успешными при обучении на следующей ступени образования.

Описание критериев и показателей, по которым определяется

эффективность инновационной деятельности

Критерии

Показатели

Мотивация учебной деятельности

-           учебные предпочтения учащихся;

-           динамика познавательных интересов учащихся;

Предметные

результаты обучения

-          уровень обученности учащихся по учебным предметам;

-          результативность участия учащихся в интеллектуальных и творческих конкурсах;

Метапредметные

результаты обучения

-          уровень познавательной активности учащихся;

-          уровень словесно-логического мышления учащихся;

уровень сформированности компонентов учебной деятельности у учащихся;

Личностные

результаты обучения

- уровень воспитанности учащихся;

- динамика ценностных ориентаций учащихся;

Читательская грамотность учащихся

- умение находить информацию, представленную в тексте в явном и в неявном виде;

- умение интегрировать и интерпретировать информацию текста;

- умение обобщать и оценивать содержание  и форму текста;

Информационная грамотность учащихся

- умение извлекать информацию из разных видов несплошных текстов (таблиц, схема, диаграмм. графиков, инструкций и др.);

- умение критически оценивать актуальность, полноту, точность и достоверность информации;

- умение формулировать поисковый запрос, использовать различные источники для получения недостающей информации;

Коммуникационная грамотность учащихся

-   умение аргументированно высказывать   

    собственные суждения в устной и письменной    

    форме;

-   умение участвовать в учебной дискуссии,

    владение культурой спора;

Социальная грамотность учащихся

-  умение находить противоречия в тексте и их формулировать;

-    умение работать с заданиями открытого типа;

- умение рационально организовывать свое свободное время;

- умение работать в команде для достижения общей цели;

Уровень 

профессиональной

квалификации

педагогических кадров

-          участие в семинарах, конференциях и других научно-методических мероприятиях;

-          публикации в периодической печати и педагогических ресурсах сети Internet;

9. Удовлетворенность

субъектов образовательного процесса нововведением, качеством образования в условиях инновации

-          отношение администрации учреждения образования к нововведению;

-          отношение педагогов учреждения образования к нововведению;

-          отношение родителей учащихся начальных

классов к нововведению;

-          отношение учащихся начальных классов

к нововведению.

Кадровое обеспечение инновационного проекта

В учреждении образования определён состав участников инновационного проекта:

1.     Камнацкая Наталья Юрьевна- директор Государственного учреждения образования «Копаткевичская средняя школа», высшая квалификационная  категория.

2.     Руцкая Наталья Николаевна-заместитель директора по учебной работе,

      высшая квалификационная  категория.

3.     Герасименко Елена Николаевна- учитель начальных классов, высшая квалификационная  категория.

4.     Какора Татьяна Адамовна- учитель начальных классов, высшая квалификационная  категория.

5.     Веремеева Елена Александровна- психолог школы, без категории.

6.     Стрелкова Елена Петровна-библиотекарь школы, первая квалификационная категория.

Материально-техническое обеспечение инновационного проекта

В школе оснащено  11 кабинетов начальной школы, пункт коррекционно-педагогической помощи, кабинет информационных    технологий, 4 интерактивные доски, 2 мультиборда, музей истории Копаткевич, выставочный зал, лингафонный кабинет, методический кабинет. Библиотечный фонд составляет: брошюр, журналов -13(по подписке);учебников- 12093; научно-педагогической литературы -5659. Информационное сопровождение проекта осуществляется  через расширение виртуального образовательного пространства  школы:

- сайт школы  (kopatk56@mail.gomel.bu);

- сетевое сообщество участников инновационного проект;

-психолого-педагогическое сопровождение.

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта

В процессе апробации проекта предусматривается введение надбавок к заработной плате участникам инновационного проекта за счет средств  местных бюджетов, выделяемых на осуществление инновационной деятельности. В соответствии с п.1.3 Приложения 3 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.09.2003 № 108) устанавливается повышение тарифных ставок (окладов) директору, заместителю директора – на 20%, педагогам – на 15%.

         Предполагается привлечение благотворительной и спонсорской помощи, средств от внебюджетной деятельности, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для приобретения литературы, обучающих компьютерных программ, командировочных расходов, подготовку методических рекомендаций и дидактических материалов и иных мероприятий, связанных с реализацией задач инновации.

         Дополнительное бюджетное финансирование не требуется.

Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов общеобразовательных учреждений при организации образовательного процесса на первой ступени общего среднего образования.

Исследование позволит выработать согласованные подходы к  использованию технологии многомерного чтения в процессе обучения младших школьников и повысить качество начального образования в соответствии с современными требованиями к его результатам.

Распространенение опыта использования может быть осуществлено через проведение оккрытых уроков и мастер-классов, проведение методических практикумов, семинаров и вебинаров; публикации в педагогической печати и сети Internet, участии в научно-практических конференций.

Результаты исследования могут быть использованы: в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь на первой ступени общего среднего образования; в системе повышения квалификации учителей начальных классов, воспитателей общеобразовательных учреждений, заместителей директоров учреждений образования; в системе высшего образования и среднего специального образования для подготовки студентов на факультетах начального обучения.

Социальный эффект исследования связан с повышением уровня функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей успешность учащихся на второй ступени обучения и в личной жизнедеятельности.

Список литературы

1.              Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских  задач / Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.

2.                Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск : Университетское, 1990.

3.                Букатов, В.М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников досадное новообразование «постиндустриального уклада» или долгожданная реанимация психического естества? / В.М. Букатов // Актуальные проблемы психологического знания.  2018.  № №4 (49)

4.                 Бунеев, Р.Н. Понятие функциональной грамотности / Р.Н. Бунеев // Образовательная программа «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М. : Баласс, 2003.

5.                 Батырева, С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение / С.Г. Батырева. – М. : Просвещение, 2013.

6.                 Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014.

7.                 Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-граф, 2018.

8.                Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. –

2017. – № 3.

9.                Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991.

10.           Гафитулин, М.С. Уровни новизны. Методика оценки творческой деятельности  / М.С. Гафитулин // Адукацыя i выхаванне. –  1994. –  № 7.

11.           Гафитулин, М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста на основе АТРИЗ: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / М.С. Гафитулин. –  Челябинск, 1996. .

12.           Гин, А.А. Открытые задачи как инструмент развития креативного мышления / А.А. Гин. – М. : Народное образование, 2014.  

13.           Гин, А.А. Требования к условию открытой учебной задачи  / А.А. Гин // Школьные технологии. –  2000.    № 6. 

14.           Гин, А.А. ТРИЗ-педагогика. Учим креативно мыслить / А.А. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2016.

15.            Гин, С.И. Авторское учебно-методическое сопровождение обучения учащихся с  высоким  уровнем  учебной  мотивации  на  1  ступени  общего  среднего образования  /  С.И.  Гин  //  Эффективный  педагогический  опыт:  от  теории  к практике : материалы республиканской конференции, Минск, 19 ноября 2019 г. – Минск, 2019.

16.            Гин, С.И. Как развивать креативность у детей / С.И. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2018.

17.            Гин, С.И. Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. 4 класс / С.И. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2018.

18.            Гин, С.И. Мир фантазии. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. 3 класс / С.И. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2017.

19.            Гин, С.И. Мир человека. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. 2 класс / С.И. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2017.

20.            Гин, С.И. От техники чтения – к читательской грамотности, или Уроки маленькой Бабы Яги / С.И. Гин // Пачатковая школа. – 2018. – № 4.

21.           Гин, С.И. Технология «Умное чтение» как ресурс инновационного обучения на I ступени общего среднего образования / С.И. Гин // Инновационное образование как основополагающее условие повышения качества обучения на I ступени общего среднего образования : материалы республиканской научно-практической конференции с международным участием, Гомель, 20–21 июня 2019 г. – Гомель, 2019. 

22.           Гин, С.И. Технология «Умное чтение» как ресурс обновления содержания  начального обучения / С.И. Гин  // Пачатковая  школа. –2019. – № 7.

23.           Гин, С.И. Формирование креативности младших школьников в процессе обучения :  дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / С.И. Гин. – Минск, 2010.

24.            Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы: Постановление Совета Министров Республики  Беларусь, 29 января 2021 г., № 57 [Электронный ресурс] / Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2021. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100057/=.htm. – Дата доступа: 15.03.2021.

25.            Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева // Начальная школа плюс до и после. 2009. – № 12.

26.            Гулецкая, Е.А. Психолого-педагогические условия формирования основных компонентов учебной деятельности у младших школьников / Е.А. Гулецкая // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2010. – № 11.

27.            Диагностика метапредметных и личностных результатов обучения. Проверочные работы. 2 класс / под ред. Р.Н. Бунеева. – М. : Баласс, 2011.

28.            Диагностика метапредметных и личностных результатов обучения. Проверочные работы. 3-4 классы / под ред. Р.Н. Бунеева. – М. : Баласс, 2015.

29.            Добродушенко, М.И. Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в формировании информационных кометенций младших школьников / М.И. Добродушенко // Личностное развитие и профессиональное становление педагогических работников: теория, методология, практика:  материалы науч.-практ. конф. с международным участием, Гомель, 24-25 нояб., 2018.

30.            Ермоленко, В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект [Электронный ресурс] / В.А. Ермоленко // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2015. – Режим доступа:   https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt/viewer – Дата доступа: 14.03.2021.

31.            Жиренко, О.Е. Смысловое чтение: методические рекомендации. 1-4 классы / О.Е. Жиренко. – М. : ВАКО, 2017.

32.           Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.

33.            Капшай, Н.П. / Подготовка будущих учителей к формированию читательских компетенций учащихся с применением словоцентричной стратегии / Н.П. Капшай // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: сочетание классических подходов и инновационных организационно-образовательных моделей и технологий», Гомель, 12–13 марта 2020 г. 

34.           Капшай, Н.П. Начинать надо со слова: первые опыты анализа текста / Н.П. Капшай // Русский язык и литература. – 2018. – № 5. 

35.            Капшай, Н.П. От семантики заглавного слова – к пониманию смысловой целостности произведения: к проблеме формирования читательской компетентности / Н.П. Капшай // Русский язык и литература.   2019. – № 12.

36.            Капшай, Н.П. Познавательно-коммуникативный эффект словесной формулы / Н.П. Капшай // Славянские лингвокультыры в пространственном и временном континууме: сборник научных статей / Гомельский гос. ун-т им. Скорины – Гомель, ГГУ им. Скорины, 2019.

37.            Капшай, Н.П. Познание мира и человека на уроке литературы // Н.П. Капшай. – Минск: Жасскон, 2002.

38.            Капшай, Н.П. Работа со словом при изучении художественного произведения: методические аспекты / Н.П. Капшай // Русский язык в диалоге культур: сборник научных статей / Гомельский гос. ун-т им. Скорины – Гомель, ГГУ им. Скорины, 2019.

39.           Кларин, М.В. Развитие критического и творческого мышления / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2004. –  № 2.

40.            Ковалева, Г.С. Качество чтения и понимания текста / Г.С.Ковалева, Г.А. Цукерман // Оценка качества образования. – 2008. – № 2. 

41.            Крупник, С.А. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси / С.А. Крупник, В.В. Мацкевич. – Минск : АПО, 2003.

42.           Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

43.           Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991.

44.           Кудрявцева, Е.Л. Технология перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой [Электронный ресурс] // ЕДРИД. Режим доступа: https://edrid.ru/rid/217.015.946d.html.  Дата доступа: 14.03.2021.

45.            Кушнир, А.М. Информационно-ценностный подход в обучении чтению / А.М. Кушнир. – М.: Народное образование, 2001.

46.            Леонтьев, А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс–минус. – 1999. – № 10.

47.            Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975.

48.            Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения / Е.И. Матвеева. – М.: Вита-Пресс, .2011.

49.            Матвеева, Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. 1-4 класс / Е.И. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007.

50.            Меркулова, Т.В. Учимся мыслить и действовать Мониторинг метапредметных универсальных действий. 1-4 класс / Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, Т.В. Беглова. – М.: ИД «Федоров», 2014.

51.            Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: новые практики формирования и оценивания / под ред. О.Б. Даутовой, Е.Ю. Игнатьевой. – СПб. : Каро, 2015.

52.            Многомерная дидактическая технология обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/master-klass-mnogomernaia-didakticheskaia-tekhnolo.html. – Дата доступа: 17.03.2021.

53.           Мониторинг формирования и оценки читательской грамотности : Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности. – М., 17-19 дек. 2019.

54.           Мурашковская, И.Н. Третье тысячелетие: образование и педагогика / И.Н. Мурашковская, Н.Н. Хоменко  // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. – 2003. –  № 1.

55.           Муштавинская, Н.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / Н.В. Муштавинская. – СПб. : Каро, 2013.

56.           Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.

57.           Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)

58.            Образовательный стандарт начального образования // Пачатковая школа. – 2019. – № 3.

59.            Остапенко, А.А Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии / А.А. Остапенко. – М.: Народное образование, 2007.

60.            Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: метод. пособие для учителей начальных классов / под ред. Н.В. Калининой. – М.: АРТКТИ, 2013.

61.            Пашкевич, А.В. Оцениваем метапредметные результаты. Стратегия и методы оценивания / А.В. Пашкевич. – Волгоград : Учитель, 2016.

62.           Платонова, Л.А. Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе / Л.А. Платонова // Начальная школа плюс: до и после. – 2006. – № 11.

63.            Почтарёва, О.В. Формирование читательской грамотности учащихся I ступени общего среднего образования / О.В. Почтарёва // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2018. – № 5.

64.            Рекомендации по результатам республиканского мониторинга читательской грамотности учащихся V, VIII классов [Электронный ресурс] / Нац. институт образования. – Минск, 2017. – Режим доступа:

https://www.adu.by/images/2017/08/Monitoring_chit_gramotn1.pdf. – Дата доступа: 15.03.2021.

65.            Рекомендации по совершенствованию читательских умений учащихся учреждений общего среднего образования // Веснік адукацыі. – 2015. – № 9.

66.            Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения: Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного (II—III ступень обучения) [Электронный ресурс] // Тартуский университет, Нарвский филиал. Нарва, 2012. Режим доступа: http://www.narva.ut.ee/sites/default/ files/nc/materjal.pdf. Дата доступа: 14.03.2021.

67.            Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубништейн. – М., 1989.

68.            Русецкий, В.Ф. Формирование функциональной грамотности как научная и образовательная проблема / В.Ф. Русецкий, О.В. Зеленко // Веснік адукацыі. – 2020. – № 9-11.

69.           Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

70.           Сидорчук, Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.А. Сидорчук. – М., 1998.

71.           Сурикова, О.В.  Инновационный процесс в учреждениях образования / О.В. Сурикова, Т.Ф. Пашкович. – Минск :  Сэр-Вит, 2018.

72.            Терехова, Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01  / Г.В. Терехова. – Челябинск, 2002.

73.            Тиринова, О.И. Общеучебные умения младших школьников / О.И. Тиринова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2009. – № 2.

74.            Тихомирова, И.И. Как воспитать талантливого читателя. Чтение как творчество / И.И. Тихомирова. – М., 2009.

75.            Учим успешному чтению. Рекомендации учителю / Т.Г. Галактионова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

76.            Хиленко, Т.П. Типовые задачи по формированию унверсальных учебных действий. Работа с информацией / Т.П. Хиленко. – М. : Просвещение, 2015.

77.            Формирование функциональной готовности у младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/03/30/formirovanie-funktsionalnoy. – Дата доступа: 14.03.2021.

78.            Штейнберг, В. Теория и практика дидактической многомерной технологии / В. Штейнберг. – М.: Народное образование, 2015. 

79.            Якиманская, И.С. Основы личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. – М.: Бином, 2011.

              

              

               Программа инновационной деятельности

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

Подготовительный этап (январь 2021 года – август 2021 года)

1.                Определение направления инновационной деятельности на основе проблемного анализа

2.                Формирование инновационной команды

3.                Диагностика инновационного потенциала педагогов, включаемых в работу по реализации проекта.

4.                Оформление документов (локальных нормативных актов) для получения статуса – учреждение образования, реализующего инновационный проект

5.                Разработка системы управления деятельностью по внедрению в учреждении технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников.

6.                Разработка научно-методического сопровождения проекта.

7.                Работа с родительской общественностью с целью ознакомления их с основными идеями проекта, обеспечения понимания значимости формирования функциональной грамотности младших школьников, работа по формированию у родителей положительного отношения к осуществляемой инновационной деятельности и заинтересованности в успешности ее проведении, создание у родителей опережающего образовательного запроса на формирование у обучающихся функциональной грамотности.

I.                 Организационный (сентябрь-октябрь 2021 года)

1.                Осуществление консультационной работы по реализации инновационного проекта.

2.                Проведение входной диагностики с целью выявления уровня сформированности  функциональной грамотности младших школьников.

3.                Создание информационной образовательной среды учреждения по реализации  инновационного  проекта.

4.                Разработка комплекса условий (организационно-управленческих, информационно-методических, материально-технических, мотивационно-психологических), обеспечивающих эффективное внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников.

5.                Разработка локальной документации, регламентирующей деятельность в рамках реализации проекта.

II.               Практический этап (ноябрь 2021 года – апрель 2024 года)

1.                Работа по реализации планов осуществления инновационного проекта.

2.                Разработка дидактического обеспечения процесса формирования  функциональной грамотности учащихся.

3.                Проведение учебных занятий,  на которых будет осуществлено внедрение разработанного дидактического обеспечения.

4.                Ведение дневников инновационной деятельности участниками инновационного проекта

5.                Осуществление мониторинговых исследований динамики уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся.

6.                Составление и анализ промежуточных отчетов о результатах инновационной деятельности.

7.                Осуществление научно-методического сопровождения процесса внедрения технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников.

III.          Обобщающий этап (май-август 2024 года)

1.      Проведение итоговой диагностики уровня функциональной грамотности младших школьников.

2.      Изучение, интерпретация и обобщение результатов внедрения технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников.

3.      Анализ эффективности внедрения технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности обучающихся и разработанного дидактического обеспечения.

4.      Обобщение индивидуального и коллективного опыта, сформировавшегося в процессе реализации проекта. Оформление созданных материалов, подготовка к ознакомлению педагогической общественности с полученными результатами. 

5.      Разработка методических рекомендаций, раскрывающих возможности внедрения технологии многомерного чтения в массовую образовательную практику


Программа реализации инновационного проекта «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

(2021-2024гг.)

Этапы

и сроки

Информационное, организационное и научно-методическое обеспечение

процесса внедрения инновации

Содержание работы

Аналитико-рефлексивная деятельность

Планируемый результат

Педагогические работники

Учащиеся

Подготови-тельный

(март– август 2021)

§  Подготовка документов, регламентирующих управление процессом инновационной деятельности в учреждении образования

§  Анализ информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению управления процессом внедрения инновационного проекта.

.

§  Диагностика мотивации и готовности педагогов к инновационной деятельности, определение уровня профессиональных компетенций.

§  Самоопределение на участие в инновационной деятельности.

§  Изучение информа-ционных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению процесса внедрения инновационного проекта.

§  Планирование и организация работы педагога-психолога, библиотекаря для оказания помощи педагогам в реализации  инновационного проекта.

Определение уровня  сформиро-ванности профес-сиональных компетенций педагогических работников, необходимых для реализации инновационного проекта.

Программа реализации инновационного проекта.

Календарное планирование инновационного проекта

1.    Организационный

(сентябрь – октябрь 2021)

Стартовый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта

§  Согласование с законными представителями участие учащихся в инновационном проекте

§  Консультирование законных представителей по вопросам участия учащихся в инновационном проекте

Выполнение стартовых диагностических работ по определению уровня  сформированности функциональной грамотности учащихся

Определение уровня  сформиро-ванности функциональной грамотности учащихся

Приказ по учреждению образования

Определение участников проекта и утверждение их функциональных обязанностей.

Практический:

(ноябрь 2021 – апрель 2024)

§  Организация постоянно действующего семинара

«Управление будущим» (1й год – теоретический, 2й год-практический, 3й год- практикум).

§  Повышение квалификации участников инновационной деятельности на  республиканских научно-практических конференциях, семинарах, тренингах

§  Включение вопросов по использованию технологии многомерного чтения в заседания МО учителей начальной классов, учителей-дефектологов, учителей русского языка и литературы.

§  Организация внеклассных мероприятий в библиотеке.

§  Организация работы литературной лаборатории писателя и читателя «Читаем с удовольствием и пользой».

§  Организация рефлексивных  практикумов и коррекционно-инструктивных совещаний.

§  Организация педконсилиума по вопросам преемственности между 1й и 2й ступенями обучения 

§  Организация проведения мини-исследований участниками инновационной деятельности.

§  Профконсультирование с  научным консультантом по вопросам реализации инновационного проекта.

§  Промежуточный мониторинг в соответствии
с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта.

§  Реализация программы инновационной деятельности

§  Проведение открытых уроков с использованием технологии многомерное чтение

§  Проведение открытых коррекционных занятий в ПКПП с использованием технологии многомерное чтение

§  Проведение открытых внеклассныхмероприятий с использованием технологии многомерное чтение

§  Участие в заседаниях  литературной лаборатории писателя и читателя «Читаем с удовольствием и пользой».

§  Участие в работе постоянно действующего семинара «Управление будущим».

§  Выступления на заседаниях МО.

§  Участие в работе рефлексивных  практикумов и коррекционно-инструктивных совещаний.

§  Участие в работе  педконсилиума по вопросам преемственности между 1-й и -2й ступенями обучения 

§  Проведение мини-исследования в рамках инновационного проекта.

§  Участие в республи-канских научно-практических конференциях, семинарах, тренингах.

§  Самообразование по теме инновационной деятельности и механизмам её организации.

§  Ведение отчётной документации.

§  Информирование законных представителей о реализации проекта

§  Реализация программы инновационной деятельности

посредством посещения учебных занятий, коррекционных занятий, внеклассных мероприятий, факультативов, объединений по интересам, индивидуальных занятий с педагогами, самообразования.

§  Структуризация и наполнение учебного портфолио достижений.

§  Участие в школьной конференции «Я- исследователь»

§  Диагностика уровня функциональной грамотности

§  Определение динамики  сформи-рованности. функциональной грамотности учащихся

§  Определение динамики  обучен-ности и обучаемости учащихся.

§  Определение динамики в форми-рованиипрофес-сиональных компе-тенций педагоги-ческих  работников в вопросах формированияфункциональной грамотности учащихся

§  Мини-исследова

ния педагогов в рамках инновационного проекта.

§  Публикации педагогов об эффективном опыте инновационной деятельности.

§  Отчётная документация.

4. Обобщающий

(май  – август 2024)

§  Итоговый мониторинг образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта.

§  Обобщение и презентация опыта инновационной деятельности.

§  Разработка методических рекомендаций по распространению эффективного опыта работы по внедрению технологии многомерного чтения.

Составление перспек-тивного плана работы по проведению мероприятий и консультаций по распро-странению эффективного опыта  инновационной деятельности.

§  Обобщение материалов по результатам мини-исследования.

§  Анализ, самооценка и рефлексия проделанной работы.

§  Подготовка публикаций, практических занятий, презентаций для проведения семинаров, тренингов, консультаций по распространению эффективного опыта инновационной деятельности.

§  Определение динамики  сформированностифункциональной грамотности учащихся(на выходе).

§  Определение динамики  обучен-ности и обучаемости учащихся (на выходе).

§  Определение динамики в формировании  профессиональных компетенций педагогических  работников в области инклюзивного образования  (на выходе).

§  Итоговый анализ инновационной деятельности учреждения образования по внедрению технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников

§  Публикации, презентации

§  Методические рекомендации по распространению эффективного опыта работы инновационной деятельности.

.




УТВЕРЖДАЮ

Директор Государственного учреждения образования

«Копаткевичская средняя школа»

____________Н.Ю. Камнацкая

«15» марта    2021

Календарный план   инновационной деятельности

на 2021/2022 учебный год

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Формы представления результатов инновационной деятельности

1.    

Педсовет по утверждению Программы реализации инновационного проекта.

Август, 2021

Руцкая Н.Н.

Протокол

2.    

Издание приказа по школе, определение участников инновации и утверждение их функциональных обязанностей.

Август, 2021

Камнацкая Н.Ю.

Приказ

3.    

Оформление документов для осуществления инновационной деятельности (приказов, должностных инструкций, Положения о творческой  группы, размещение информации на сайте школы, подписание договоров).

Сентябрь, 2021

Руцкая Н.Н.

Локальные нормативные документы

4.    

Заседание творческой группы по разработке планов реализации программы инновационной деятельности.

Сентябрь, 2021

Руцкая Н.Н.

Протокол

5.    

Организация работы учителей начальных классов по теме самообразования.

Сентябрь, 2021

Руцкая Н.Н.

Темы самообразования

6.    

Участие в семинарах по реализации  инновационного проекта, проводимого консультантами инновационного проекта.

В течение учебного года

Руцкая Н.Н.

Герасименко Е.Н.

Какора Т.А.

Справка об обучкении

7.    

Родительское собрание по ознакомлению с целями и задачами инновационной деятельности.

Сентябрь, 2021

Руцкая Н.Н.

Герасименко Е.Н.

Какора Т.А.

Протокол собрания

8.    

Организация открытого доступа к методическим и дидактическим материалам, необходимым для инновационной деятельности.

Сентябрь

2021

Руцкая Н.Н.

Материалы официального сайта учреждения образования

9.    

Организация работы педагогов по  разработке комплексов заданий-измерителей в соответствии с критериями и показателями эффективности методики формирования функциональной грамотности младших школьников  средствами технологии многомерного чтения.

Сентябрь

2021

Руцкая Н.Н.

Комплексы заданий-измерителей

10.                      

Стартовая диагностика уровня фукнциональной грамотности учащихся вторых классов.

Октябрь

2021

Руцкая Н.Н.

Герасименко Е.Н.

Какора Т.А.

Результаты диагностики

11.                      

Ведение дневников педагогов-инноваторов участниками инновационного проекта.

В течение учебного года

Герасименко Е.Н.

Какора Т.А.

Дневники участников проекта

      12.

Организация контроля за результатами проекта, отраженными в педагогических дневниках.

В течение учебного года

Руцкая Н.Н.

Анализ результатов

13.

Организация и проведение консультаций для участников инновационной деятельности.

В течение учебного года

Руцкая Н.Н.

График консультаций

14.

Организация изучения литературы по теме инновационного проекта

В течение учебного года

Руцкая Н.Н.

Реферативный обзор источников по проблеме

15.

Организация работы постоянно действующего семинара по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников  средствами технологии многомерного чтения».

Октябрь, декабрь, март

Руцкая Н.Н.

Методические рекомендации для работы со средствами технологии многомерного чтения

16.

Организация контроля за результатами проекта, отраженными в педагогических дневниках.

В течение учебного года

Руцкая

Н.Н.

Анализ результатов

17.

Участие в семинаре педагогов начальной школы района

Январь

2022

Руцкая Н.Н.

Герасименко Е.Н.

Какора Т.А.

Конспекты уроков,

выступление

18.

Обсуждение хода реализации инновационного проекта на заседаниях методического совета.

Январь, май

Руцкая Н.Н.

Протокол заседания методического совета

19.

Диагностика уровня словесно-логического мышления учащихся учащихся вторых классов

Февраль

2022

Веремеева Е.А.

Результаты диагностики

20.

Организация мероприятий с учащимися в рамках реализации инновационного проекта

В течение учебного года

Руцкая Н.Н.

Герасименко Е.Н.

Какора Т.А.

Сценарии мероприятий

21.

Проведение открытых уроков  по технологии многомерного чтения

Март

2022

Герасименко Е.Н.

Какора Т.А.

Конспекты занятий

22.

Диагностика уровня фукнциональной грамотности учащихся вторых классов

Апрель

2022

Руцкая Н.Н.

Результаты диагностики

23.

Подготовка промежуточного отчета по итогам инновационной деятельности.

Апрель

2022

Руцкая Н.Н.

Отчет

      24.

Анализ результатов инновационной деятельности за 2021/2022 учебный год на заседании педагогического совета.

Май

2022

Руцкая Н.Н.

Справка, решение из протокола  заседания педагогического совета по корректировке хода реализации проекта

Заместитель директора по учебной работе   _____________ Н.Н. Руцкая 

Система Orphus
1