Анализ работы
Анализ работы школьной библиотеки
ГУО «Копаткевичская средняя школа»
за 2023/2024 учебный год
Школьная библиотека в течение 2023/2024 учебного года осуществляла работу согласно плану учебно-воспитательной работы школы, плана работы библиотеки:
- содействовала решению задач, поставленных перед школой;
- осуществляла информационную поддержку всего учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования;
- способствовала формированию школьной библиотеки как информационно-образовательного центра учреждения образования.
Школьная библиотека в 2023/2024 учебном году работала над следующими задачами:
1. Поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции школы и школьной программе;
2. Побуждать учащихся овладевать навыками использования информации, применять полученные данные на практике;
3. Организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание;
4.Пропагандировать чтение, а так же ресурсы и службы школьной библиотеки как внутри школы, так и за ее пределами;
5.Проводить мероприятия по сохранности художественного, методического и учебного фондов библиотеки.
Школьная библиотека в течение учебного года уделяла внимание литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода. Школьная библиотека – это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников. В течение учебного года в план вносились изменения и дополнения, в основном это было связано с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.
Основные показатели работы библиотеки в 2023/2024 учебном году:
Фонд библиотеки (на 01.01.2024г.) – 18144 экз.
Читатели – 303
Книговыдача – 3775 экз.
Количество посещений – 3690
Книгообеспеченность – 59.8
Процент охвата чтением учащихся –100 %
Фонд учебников (на 01.01.2024г.) – 9995 экз.
Книговыдача учебников – 5219
Обеспеченность учащихся учебниками – 100%
Работа с библиотечным фондом:
Работа с библиотечным фондом ведется в течение всего учебного года. Для обеспечения учета при работе с фондом в библиотеке ведется следующая документация:
-книга суммарного учета фонда;
-книга суммарного учёта учебников;
-инвентарная книга;
-картотека учета учебников;
-папка «Акты на списание»;
-журнал учёта выдачи учебников по классам.
Для ознакомления учителей с новыми поступлениями книг оформляются информационные списки новой литературы. По мере поступления книг, в библиотеке оформляется книжная выставка «Книжные новинки», «Встечаем вместе школый год». До 1-го сентября учебниками были обеспечены все учащиеся школы, для этого приходилось брать учебники из других школ района. Некоторые учебники имеются на электронных носителях.
Периодические издания библиотеки остаются на уровне прошлого года, хотя именно газеты и журналы пользуются большим спросом среди учащихся и учителей. Особой популярностью среди педагогов пользуются журналы «Народная асвета», «Зборнік нарматыўных дакументаў», среди учащихся – журналы «Кем быть?», «Юный Спасатель» и «Волшебный». Для учащихся проведены такие мероприятия, как обзор изданий газеты «Раница», информационные часы «Пресс-информ», «По страницам детских журналов и газет», «Внимание! Библиотека выписывает для Вас!»,.
Для обеспечения сохранности книжного фонда регулярно проверяются формуляры читателей. Составляются списки должников, с которыми проводится индивидуальная работа. В результате чего в библиотеку возвращена значительная часть литературы. В течение года регулярно проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года учебники сдаются в библиотеку по составленному графику, утерянных учебников почти нет. В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводятся беседы с учащимися на абонементе, а классными руководителями на классных часах.
Один раз в четверть библиотекой совместно проведены рейд - проверки по сохранности фонда учебников, согласно годового плана работы на 2023/2024 учебный год. Особых нарушений в классах не выявлено. Учащимся и классным руководителям были даны рекомендации по сохранности учебного фонда.
Ведется постоянный учет и обработка поступившей художественной и методической литературы, учебников, что позволяет периодически осуществлять сверку фонда школьной библиотеки с бухгалтерией.
Своевременно отрабатываются бланки – заказы на учебники, проводятся мониторинги учебной литературы.
Работа с читателями. Массовая работа.
В работе библиотеки использовались различные формы и методы привлечения детей к книге, воспитанию интереса к чтению. Причина невысокого интереса к чтению заключается в увлечении телевизором, компьютерными играми, интернетом. Дети в основном читают литературу по программе, приключенческую литературу.
Одной из важных форм в этой работе являются массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это литературные игры, викторины, праздники, конкурсы и т. д. Были проведены обзоры литературы и презентаций книг.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, нацелены на литературное, историческое просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
В Год исторической памяти с целью формирования у учащихся уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь, а также гражданственности и патриотизма, библиотека приложила большие усилия, стремясь стимулировать интерес к книгам о Великой Отечественной войне и памятных местах нашей страны. Проведено ряд мероприятий с использованием тематической экспозиции: литературная гостиная «Юные защитники Родины», исторический экскурс был проведён для учащихся 8-11 классов «Мы знаем. Мы помним. Мы чтим», а для 5-7 классов прошёл информационный урок «Маленькие герои Большой войны». Особый интерес у учащихся вызвала книжно-иллюстрированная выставка «Навеки вписан в летопись побед, великий подвиг нашего народа», выставка-напоминание «Дети той страшной войны…». Материалы с выставок были использованы для проведения классных и информационных часов. Пионеры дружины им. Марата Казея, члены ПО ОО БРСМ и члены коллектива ГУО "Копаткевичская СШ" приняли участие в специальном проекте гражданского объединения "Патриоты Беларуси" и телеканала "ОНТ" под названием "Сестры Хатыни" в д. Хвойня, а так же приняли участие во 2-м областном слёте патриотов, который прошёл на хуторе у деревни Антоновка Калинковичского района.
На протяжении всего учебного года библиотека продолжает работать в направлении патриотического воспитания учащихся, были проведены такие мероприятия, как внеклассное мероприятие для учащихся 4-х классов «Символы государства - суверенитет и независимость», для 5-6 классов «Памятные места Петриковщины», информационно-игровой час «Правовой калейдоскоп»
В канун Дня Конституции была проведена общешкольная линейка, на которой были вручены книги «Я – гражданин Республики Беларусь», подарок Президента; для учащихся 2-х классов прошла беседа «День Конституции Республики Беларусь», для учащихся 6»А» класса – «Конституция – основной закон страны». Среди учащихся начальных классов проведен конкурс на лучшего чтеца «Настоящим мужчинам посвящается».
Большое значение в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании учащихся имеет выставочная деятельность библиотеки. В библиотеке были организованы выставочные стенды художественной литературы и рисунков учащихся о Великой Отечественной войне «О героях былых времён, оформлена выставка-досье «Страницы народного подвига», выставка-напоминание «Чернобыль: легенда, название, быль», книжная выставка «Человек. Государство. Закон», книжная полка «Взгляд из ХХI века на октябрь 1917 года».
Для активизации интереса читателей к широкому репертуару книг в помощь экологическому воспитанию в школьной библиотеке организована иллюстрированная выставка «Мир животных и его охрана», книжная выставка «Бианки - лесной кудесник», выставка «Приглашаем в зимнюю сказку». Учащиеся смогли познакомиться с интересными изданиями, из которых узнали об отношении человека к природе, о бережном отношении к природным богатствам нашей Земли, а также, растительном и животном мире. В рамках Недели биологии проведено мероприятие «Этот загадочный и прекрасный мир»
С целью воспитания уважения к родной культуре и литературе, в школьной библиотеке организованы мероприятия, посвящённые белорусским писателям и поэтам, а также к календарным и знаменательным датам: экскурс «Кніжная мудрасць стагоддзяў», информационный час «Национальная библиотека – алмаз знаний, символ современной Беларуси», акция «Прачытай і перадай другому», книжная выставка «Любі, шануй, ведай роднае слова», «Паэтычная кветка палесскай зямлі».
К юбилеям русских писателей и поэтов: С. Маршака, Э. Успенского, М. Пришвина, М. Горького и других авторов-юбиляров, регулярно оформлялись тематические полки и книжные выставки: « Творчая індывідуальнасць Анатоля Грачанікава», «В стране Вообразилии Бориса Заходера», «Выдающийся мыслитель Лев Николаевич Толстой», «Поэзия Сергея Граховского без фальши и прикрас», «Эдзі Агняцвет - есць чалавек, ёсць свет і дабрыня», «Иван Сергеевич Тургенев – писатель, поэт, драматург», «Веселая семейка Николая Носова», «Есть целый мир в душе моей…», «Пясняр Навагрудчыны - Адам Міцкевіч», «Писатель, воин, патриот – Аркадий Гайдар», «Аркадзь Куляшоў: час чытаць», «Иван Крылов - великий баснописец», «Виктор Астафьев: страницы жизни и творчества», «Александр Солженицин. Личность. Время. Творчество». Были проведены обзоры книг и биографических сведений.
Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам: «Свет знаний», «Да вытокаў першапісьменства», «Вместе – мы за Беларусь!», «Люблю свой город», «Учителям посвящается», «Как прекрасен книжный мир», «За здоровое поколение», «О Родине, о мужестве, о славе», «Дороги войны - дороги Победы!». Подбирался материал к этим выставкам так, чтобы рассказать не только историю праздника и интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями.
Особой популярностью у ребят пользуются творческие конкурсы, игры, викторины: конкурс рисунков «Наше творчество -мамам», игра-викторина «Безопасность каждый день», конкурс «А ну-ка, девушки!», шоу-программа «Новогодний серпантин», час творчества «Валентинка для Валентина», урок-практикум «Умей сказать НЕТ!» Большинство мероприятий проводятся с использованием мультимедиа.
В 2023/2024 учебном году проведено несколько громких чтений среди младших школьников «Заходите к нам на огонек. ПОЧИТАЕМ», «Добрый мир любимых книг». Такая форма работы понравилась читателям.
На весенних каникулах к Неделе детской книги было проведено ряд библиотечных мероприятий: викторина « Открой книгу, и чудеса начнутся!» литературная игра «По страницам любимых книг»,«Для вас, ребятишки, новые книжки».
26 апреля 2024 года в библиотеке был проведён информационный урок для 8-11 классов, приуроченный к 38 годовщине чернобыльской трагедии «Чернобыль быль, Чернобыль боль». Ребятам была рассказана история об аварии на Чернобыльской АЭС, а также предложена литература по данной теме.
Ко Дню пионерии был проведен урок-память для учащихся 5-7 классов «Пионеры- герои Великой Отечественной войны». Оформлена обзорная выставка «Маленькие герои большой войны».
Основные формы группового и массового обслуживания – это книжные выставки, открытые просмотры новой литературы, тематические папки, библиографические списки, викторины, обзоры книг и т.д. Значительно разнообразней была тематика книжных выставок, с помощью которых был широко раскрыт фонд библиотеки. За текущий учебный год оформлено более 37 выставок. Книжные выставки оформлялись в соответствии с планом работы школы.
Учащимся старших классов библиотека оказывает помощь в выборе профессий. Для них оформлены тематический стенд “Готовимся к экзаменам” и книжная выставка “Выбор профессии – просто и сложно”, на которой представлены буклеты различных учебных заведений, подобраны материалы в электронном виде, в рамках Единого дня безопасности для учащихся 9-х классов прошел практикум «Пожарным можешь ты не быть…», социальная практика в библиотеке «Открытие профессии», в рамках Недели профориентации прошел информационный час «Все профессии важны: библиотекарь».
Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс, но и руководит чтением школьников. На основании анализа читательских формуляров учащихся библиотекой совместно с классными руководителями была проведена работа в классах по привлечению к чтению учащихся, которые редко посещают библиотеку. По итогам анализа читательских формуляров были определены самые активные читатели в 2023/2024 учебном году. В основном это ребята из 2-4 классов, а также учащиеся 9-11 классов.
С целью привлечения учащихся в библиотеку были проведены экскурсии в школьную библиотеку, в горпоселковую, с которой школьная библиотека тесно сотрудничает. Проведены экскурсии и беседы о правилах пользования библиотекой среди учащихся первых классов.
В библиотеке есть необходимые методические материалы для проведения уроков по информационной культуре. Разработаны и собраны мультимедийные презентации.
Справочно–библиографическая, информационная работа.
Библиотека оснащена компьютерами, это позволяет применять в деятельности библиотеки новые информационные технологии. Учащиеся получили возможность использовать информацию, собранную на нетрадиционных носителях. Компьютерные технологии использовались для составления заказов и отчетов по фонду учебников; анализа деятельности библиотеки. Оформлена подборка инструктивно-методических писем по различным предметам, а так же материалов для подготовки к экзаменам и по профориентации. В библиотеке имеется школьная мини-медиотека. Повышение профессионального уровня:
Участие в заседании методических объединений библиотекарей Петриковского района, районной педконференциии, изучение специальной методической литературы, знакомство с опытом работы коллег.
Доклад на районном МО «Повышение уровня читательской грамотности посредством популяризации чтения, выставок, подготовки специальных обзоров литературы, презентации книг, иных мероприятий, направленных на развитие заинтересованности учащихся в использовании книги знаний»
В течение года оказывалась помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, предметных недель. Подбиралась литература, оформлялись книжные выставки. Через визуальную форму обслуживания школьная библиотека прививала интерес у учащихся к духовной культуре и бережному отношению к своим истокам. В процессе воспитания и развития учащихся, используются традиционные и нестандартные формы деятельности, чтобы помочь детям сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности. Также оказывалась помощь в подборе литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека проводила работу по популяризации книги и чтения, вела работу с читательским активом.
В библиотеке выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2024/2025 учебном году: недостаточно современной детской, познавательной литературы, научно-популярной литературы по здоровому образу жизни, выбору профессии, спорту для младшего и среднего школьного возраста. Библиотечный фонд недостаточно пополняется справочной, методической литературой, недостаточно и электронных средств обучения.
Анализируя работу школьной библиотеки за 2023/2024 учебный год можно сделать следующий вывод: основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.
Задачи, над которыми следует работать в 2024/2025 учебном году:
1. Совершенствовать традиционные и осваивать новые технологии, внедрять креативные формы популяризации книги и чтения.
2. Воспитание культурного и гражданского самосознания учащихся, помощь в социализации, развитие творческого потенциала.
3. Осуществлять всестороннее раскрытие фонда библиотеки с использованием различных форм индивидуальной и массовой работы;
4. Продолжить работу в направлении сохранности учебной и художественной литературы;
5. Изучать опыт работы других библиотек с целью внедрения в практику работы библиотеки наиболее интересных форм библиотечных услуг.
Библиотека учреждения образования в меру своих сил будет стараться, как можно полнее использовать все имеющиеся возможности по удовлетворению запросов своих читателей. В своей работе буду стремиться, чтобы библиотека учреждения образования стала не только местом выдачи книг, но и информационно – образовательным центром школы, который должен соответствовать современным требованиям к информационному обеспечению учебно – воспитательного процесса.
Библиотекарь Стрелкова Е.П.
ГУО «Копаткевичская средняя школа»
за 2023/2024 учебный год
Школьная библиотека в течение 2023/2024 учебного года осуществляла работу согласно плану учебно-воспитательной работы школы, плана работы библиотеки:
- содействовала решению задач, поставленных перед школой;
- осуществляла информационную поддержку всего учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования;
- способствовала формированию школьной библиотеки как информационно-образовательного центра учреждения образования.
Школьная библиотека в 2023/2024 учебном году работала над следующими задачами:
1. Поддерживать и обеспечивать образовательные задачи, сформулированные в концепции школы и школьной программе;
2. Побуждать учащихся овладевать навыками использования информации, применять полученные данные на практике;
3. Организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание;
4.Пропагандировать чтение, а так же ресурсы и службы школьной библиотеки как внутри школы, так и за ее пределами;
5.Проводить мероприятия по сохранности художественного, методического и учебного фондов библиотеки.
Школьная библиотека в течение учебного года уделяла внимание литературы в помощь школьным программам. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течение всего учебного периода. Школьная библиотека – это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь приобретаются навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников. В течение учебного года в план вносились изменения и дополнения, в основном это было связано с переносом даты, времени или проведением незапланированных ранее мероприятий.
Основные показатели работы библиотеки в 2023/2024 учебном году:
Фонд библиотеки (на 01.01.2024г.) – 18144 экз.
Читатели – 303
Книговыдача – 3775 экз.
Количество посещений – 3690
Книгообеспеченность – 59.8
Процент охвата чтением учащихся –100 %
Фонд учебников (на 01.01.2024г.) – 9995 экз.
Книговыдача учебников – 5219
Обеспеченность учащихся учебниками – 100%
Работа с библиотечным фондом:
Работа с библиотечным фондом ведется в течение всего учебного года. Для обеспечения учета при работе с фондом в библиотеке ведется следующая документация:
-книга суммарного учета фонда;
-книга суммарного учёта учебников;
-инвентарная книга;
-картотека учета учебников;
-папка «Акты на списание»;
-журнал учёта выдачи учебников по классам.
Для ознакомления учителей с новыми поступлениями книг оформляются информационные списки новой литературы. По мере поступления книг, в библиотеке оформляется книжная выставка «Книжные новинки», «Встечаем вместе школый год». До 1-го сентября учебниками были обеспечены все учащиеся школы, для этого приходилось брать учебники из других школ района. Некоторые учебники имеются на электронных носителях.
Периодические издания библиотеки остаются на уровне прошлого года, хотя именно газеты и журналы пользуются большим спросом среди учащихся и учителей. Особой популярностью среди педагогов пользуются журналы «Народная асвета», «Зборнік нарматыўных дакументаў», среди учащихся – журналы «Кем быть?», «Юный Спасатель» и «Волшебный». Для учащихся проведены такие мероприятия, как обзор изданий газеты «Раница», информационные часы «Пресс-информ», «По страницам детских журналов и газет», «Внимание! Библиотека выписывает для Вас!»,.
Для обеспечения сохранности книжного фонда регулярно проверяются формуляры читателей. Составляются списки должников, с которыми проводится индивидуальная работа. В результате чего в библиотеку возвращена значительная часть литературы. В течение года регулярно проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года учебники сдаются в библиотеку по составленному графику, утерянных учебников почти нет. В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводятся беседы с учащимися на абонементе, а классными руководителями на классных часах.
Один раз в четверть библиотекой совместно проведены рейд - проверки по сохранности фонда учебников, согласно годового плана работы на 2023/2024 учебный год. Особых нарушений в классах не выявлено. Учащимся и классным руководителям были даны рекомендации по сохранности учебного фонда.
Ведется постоянный учет и обработка поступившей художественной и методической литературы, учебников, что позволяет периодически осуществлять сверку фонда школьной библиотеки с бухгалтерией.
Своевременно отрабатываются бланки – заказы на учебники, проводятся мониторинги учебной литературы.
Работа с читателями. Массовая работа.
В работе библиотеки использовались различные формы и методы привлечения детей к книге, воспитанию интереса к чтению. Причина невысокого интереса к чтению заключается в увлечении телевизором, компьютерными играми, интернетом. Дети в основном читают литературу по программе, приключенческую литературу.
Одной из важных форм в этой работе являются массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это литературные игры, викторины, праздники, конкурсы и т. д. Были проведены обзоры литературы и презентаций книг.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, нацелены на литературное, историческое просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
В Год исторической памяти с целью формирования у учащихся уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь, а также гражданственности и патриотизма, библиотека приложила большие усилия, стремясь стимулировать интерес к книгам о Великой Отечественной войне и памятных местах нашей страны. Проведено ряд мероприятий с использованием тематической экспозиции: литературная гостиная «Юные защитники Родины», исторический экскурс был проведён для учащихся 8-11 классов «Мы знаем. Мы помним. Мы чтим», а для 5-7 классов прошёл информационный урок «Маленькие герои Большой войны». Особый интерес у учащихся вызвала книжно-иллюстрированная выставка «Навеки вписан в летопись побед, великий подвиг нашего народа», выставка-напоминание «Дети той страшной войны…». Материалы с выставок были использованы для проведения классных и информационных часов. Пионеры дружины им. Марата Казея, члены ПО ОО БРСМ и члены коллектива ГУО "Копаткевичская СШ" приняли участие в специальном проекте гражданского объединения "Патриоты Беларуси" и телеканала "ОНТ" под названием "Сестры Хатыни" в д. Хвойня, а так же приняли участие во 2-м областном слёте патриотов, который прошёл на хуторе у деревни Антоновка Калинковичского района.
На протяжении всего учебного года библиотека продолжает работать в направлении патриотического воспитания учащихся, были проведены такие мероприятия, как внеклассное мероприятие для учащихся 4-х классов «Символы государства - суверенитет и независимость», для 5-6 классов «Памятные места Петриковщины», информационно-игровой час «Правовой калейдоскоп»
В канун Дня Конституции была проведена общешкольная линейка, на которой были вручены книги «Я – гражданин Республики Беларусь», подарок Президента; для учащихся 2-х классов прошла беседа «День Конституции Республики Беларусь», для учащихся 6»А» класса – «Конституция – основной закон страны». Среди учащихся начальных классов проведен конкурс на лучшего чтеца «Настоящим мужчинам посвящается».
Большое значение в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании учащихся имеет выставочная деятельность библиотеки. В библиотеке были организованы выставочные стенды художественной литературы и рисунков учащихся о Великой Отечественной войне «О героях былых времён, оформлена выставка-досье «Страницы народного подвига», выставка-напоминание «Чернобыль: легенда, название, быль», книжная выставка «Человек. Государство. Закон», книжная полка «Взгляд из ХХI века на октябрь 1917 года».
Для активизации интереса читателей к широкому репертуару книг в помощь экологическому воспитанию в школьной библиотеке организована иллюстрированная выставка «Мир животных и его охрана», книжная выставка «Бианки - лесной кудесник», выставка «Приглашаем в зимнюю сказку». Учащиеся смогли познакомиться с интересными изданиями, из которых узнали об отношении человека к природе, о бережном отношении к природным богатствам нашей Земли, а также, растительном и животном мире. В рамках Недели биологии проведено мероприятие «Этот загадочный и прекрасный мир»
С целью воспитания уважения к родной культуре и литературе, в школьной библиотеке организованы мероприятия, посвящённые белорусским писателям и поэтам, а также к календарным и знаменательным датам: экскурс «Кніжная мудрасць стагоддзяў», информационный час «Национальная библиотека – алмаз знаний, символ современной Беларуси», акция «Прачытай і перадай другому», книжная выставка «Любі, шануй, ведай роднае слова», «Паэтычная кветка палесскай зямлі».
К юбилеям русских писателей и поэтов: С. Маршака, Э. Успенского, М. Пришвина, М. Горького и других авторов-юбиляров, регулярно оформлялись тематические полки и книжные выставки: « Творчая індывідуальнасць Анатоля Грачанікава», «В стране Вообразилии Бориса Заходера», «Выдающийся мыслитель Лев Николаевич Толстой», «Поэзия Сергея Граховского без фальши и прикрас», «Эдзі Агняцвет - есць чалавек, ёсць свет і дабрыня», «Иван Сергеевич Тургенев – писатель, поэт, драматург», «Веселая семейка Николая Носова», «Есть целый мир в душе моей…», «Пясняр Навагрудчыны - Адам Міцкевіч», «Писатель, воин, патриот – Аркадий Гайдар», «Аркадзь Куляшоў: час чытаць», «Иван Крылов - великий баснописец», «Виктор Астафьев: страницы жизни и творчества», «Александр Солженицин. Личность. Время. Творчество». Были проведены обзоры книг и биографических сведений.
Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам: «Свет знаний», «Да вытокаў першапісьменства», «Вместе – мы за Беларусь!», «Люблю свой город», «Учителям посвящается», «Как прекрасен книжный мир», «За здоровое поколение», «О Родине, о мужестве, о славе», «Дороги войны - дороги Победы!». Подбирался материал к этим выставкам так, чтобы рассказать не только историю праздника и интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями.
Особой популярностью у ребят пользуются творческие конкурсы, игры, викторины: конкурс рисунков «Наше творчество -мамам», игра-викторина «Безопасность каждый день», конкурс «А ну-ка, девушки!», шоу-программа «Новогодний серпантин», час творчества «Валентинка для Валентина», урок-практикум «Умей сказать НЕТ!» Большинство мероприятий проводятся с использованием мультимедиа.
В 2023/2024 учебном году проведено несколько громких чтений среди младших школьников «Заходите к нам на огонек. ПОЧИТАЕМ», «Добрый мир любимых книг». Такая форма работы понравилась читателям.
На весенних каникулах к Неделе детской книги было проведено ряд библиотечных мероприятий: викторина « Открой книгу, и чудеса начнутся!» литературная игра «По страницам любимых книг»,«Для вас, ребятишки, новые книжки».
26 апреля 2024 года в библиотеке был проведён информационный урок для 8-11 классов, приуроченный к 38 годовщине чернобыльской трагедии «Чернобыль быль, Чернобыль боль». Ребятам была рассказана история об аварии на Чернобыльской АЭС, а также предложена литература по данной теме.
Ко Дню пионерии был проведен урок-память для учащихся 5-7 классов «Пионеры- герои Великой Отечественной войны». Оформлена обзорная выставка «Маленькие герои большой войны».
Основные формы группового и массового обслуживания – это книжные выставки, открытые просмотры новой литературы, тематические папки, библиографические списки, викторины, обзоры книг и т.д. Значительно разнообразней была тематика книжных выставок, с помощью которых был широко раскрыт фонд библиотеки. За текущий учебный год оформлено более 37 выставок. Книжные выставки оформлялись в соответствии с планом работы школы.
Учащимся старших классов библиотека оказывает помощь в выборе профессий. Для них оформлены тематический стенд “Готовимся к экзаменам” и книжная выставка “Выбор профессии – просто и сложно”, на которой представлены буклеты различных учебных заведений, подобраны материалы в электронном виде, в рамках Единого дня безопасности для учащихся 9-х классов прошел практикум «Пожарным можешь ты не быть…», социальная практика в библиотеке «Открытие профессии», в рамках Недели профориентации прошел информационный час «Все профессии важны: библиотекарь».
Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс, но и руководит чтением школьников. На основании анализа читательских формуляров учащихся библиотекой совместно с классными руководителями была проведена работа в классах по привлечению к чтению учащихся, которые редко посещают библиотеку. По итогам анализа читательских формуляров были определены самые активные читатели в 2023/2024 учебном году. В основном это ребята из 2-4 классов, а также учащиеся 9-11 классов.
С целью привлечения учащихся в библиотеку были проведены экскурсии в школьную библиотеку, в горпоселковую, с которой школьная библиотека тесно сотрудничает. Проведены экскурсии и беседы о правилах пользования библиотекой среди учащихся первых классов.
В библиотеке есть необходимые методические материалы для проведения уроков по информационной культуре. Разработаны и собраны мультимедийные презентации.
Справочно–библиографическая, информационная работа.
Библиотека оснащена компьютерами, это позволяет применять в деятельности библиотеки новые информационные технологии. Учащиеся получили возможность использовать информацию, собранную на нетрадиционных носителях. Компьютерные технологии использовались для составления заказов и отчетов по фонду учебников; анализа деятельности библиотеки. Оформлена подборка инструктивно-методических писем по различным предметам, а так же материалов для подготовки к экзаменам и по профориентации. В библиотеке имеется школьная мини-медиотека. Повышение профессионального уровня:
Участие в заседании методических объединений библиотекарей Петриковского района, районной педконференциии, изучение специальной методической литературы, знакомство с опытом работы коллег.
Доклад на районном МО «Повышение уровня читательской грамотности посредством популяризации чтения, выставок, подготовки специальных обзоров литературы, презентации книг, иных мероприятий, направленных на развитие заинтересованности учащихся в использовании книги знаний»
В течение года оказывалась помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, предметных недель. Подбиралась литература, оформлялись книжные выставки. Через визуальную форму обслуживания школьная библиотека прививала интерес у учащихся к духовной культуре и бережному отношению к своим истокам. В процессе воспитания и развития учащихся, используются традиционные и нестандартные формы деятельности, чтобы помочь детям сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности. Также оказывалась помощь в подборе литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека проводила работу по популяризации книги и чтения, вела работу с читательским активом.
В библиотеке выявлены основные проблемы, над которыми необходимо работать в 2024/2025 учебном году: недостаточно современной детской, познавательной литературы, научно-популярной литературы по здоровому образу жизни, выбору профессии, спорту для младшего и среднего школьного возраста. Библиотечный фонд недостаточно пополняется справочной, методической литературой, недостаточно и электронных средств обучения.
Анализируя работу школьной библиотеки за 2023/2024 учебный год можно сделать следующий вывод: основные задачи, поставленные на этот учебный год, выполнены.
Задачи, над которыми следует работать в 2024/2025 учебном году:
1. Совершенствовать традиционные и осваивать новые технологии, внедрять креативные формы популяризации книги и чтения.
2. Воспитание культурного и гражданского самосознания учащихся, помощь в социализации, развитие творческого потенциала.
3. Осуществлять всестороннее раскрытие фонда библиотеки с использованием различных форм индивидуальной и массовой работы;
4. Продолжить работу в направлении сохранности учебной и художественной литературы;
5. Изучать опыт работы других библиотек с целью внедрения в практику работы библиотеки наиболее интересных форм библиотечных услуг.
Библиотека учреждения образования в меру своих сил будет стараться, как можно полнее использовать все имеющиеся возможности по удовлетворению запросов своих читателей. В своей работе буду стремиться, чтобы библиотека учреждения образования стала не только местом выдачи книг, но и информационно – образовательным центром школы, который должен соответствовать современным требованиям к информационному обеспечению учебно – воспитательного процесса.
Библиотекарь Стрелкова Е.П.