
Консультация "Что такое дисграфия"
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких "умненьких", но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют иногда к учителю-дефектологу, чаще к психологу, что не совсем правильно. |
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.
Речевая симптоматика дисграфии
При ДИСГРАФИИ дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом:
· выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок;
· они не используют заглавные буквы, знаки препинания;
· у них ужасный почерк.
В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы:
· "З" и "Э";
· "Р" и "Ь" (мягкий знак);
· они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ";
· Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Неречевая симптоматика дисграфии
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций:
· зрительного анализа и синтеза,
· пространственных представлений,
· слухо-произносительной дифференциации звуков речи,
· фонематического, слогового анализа и синтеза,
· лексико-грамматического строя речи,
· расстройства памяти, внимания,
· сукцессивных и симультанных процессов,
· эмоционально-волевой сферы.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
· недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
· добавление лишних элементов;
· пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
· зеркальное написание букв.
На что нужно обратить особое внимание:
· если Ваш ребенок левша;
· если он - переученный правша;
· если Ваш ребенок посещал логопедическую группу;
· если в семье говорят на двух или более языках;
· Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению;
· если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием;
· смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у;
· ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба);
· при нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква);
· пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Уважаемые читатели, обратите внимание!
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
Кто способен научить ребенка читать и писать?
Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста - квалифицированного учителя-дефектолога.
Занятия проводятся по определенной системе:
используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов!
Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно учитель-дефектолог прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое - от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" - жука, "С" - полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма.
Несколько советов родителям:
· если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов;
· не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок;
· хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
|