Russian Belarusian English German

Ребенок среди сверстников

i
6 декабря для родителей 5 класса в форме круглого стола прошел Родительский университет "Ребенок среди сверстников", на который были приглашены педагог социальный, заместитель директора по учебной работе.

Родительский университет «РЕБЕНОК СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ»

Занятие для родителей учащихся V класса (2-я четверть)





Демиденко С.Е., классный руководитель 5 класса



Цель: привлечь внимание родителей к проблеме общения детей

Задачи:

•        показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;

•        обратить внимание на проблемы общения детей;

•        формировать родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной (обучение социальным навыкам) помощи детям;

•        дать рекомендации, цель которых – способствовать формированию правильных отношений подростка и сверстников.

План

1. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника.

2. Потребности ребёнка в признании и самореализации. Проблемы лидерства.

3. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребёнку в налаживании отношений со сверстниками.



Когда ребенок растет в семье, он с самых первых дней жизни начинает усваивать все те нормы человеческих отношений, которые характерны для конкретной семьи. Это добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое и т.д. Общение – это не только обмен информацией, но и прямая организация совместного взаимодействия между членами семьи.

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника

Главенствующее место для детей занимает общение с одноклассниками или сверстниками, именно так они и проходят своеобразную школу первых, простейших социальных отношений. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.

Упражнение «Пословицы»

         Народная мудрость ярко отражает значение дружбы в жизни человека. Предлагаю соединить части пословиц и вдуматься в мудрые суждения (на листах половинки пословиц):

·        Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

·        Друг за друга держаться – ничего не бояться.

·        Дружба да братство дороже всякого богатства.

·        Верный друг лучше сотни слуг.

·        Без друга в жизни туго.

·        Нет друга — ищи, а нашел — береги.

·        Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Анкета для учащихся «Общение»

А сейчас мы познакомимся с результатами анкеты для учащихся нашего класса (на презентации)

1. Есть ли у тебя трудности в общении?

Ответьте («Да» или «Нет»)

А) со сверстниками,

Б) с учителями,

В) с родителями,

Г) с другими членами семьи,

Д) с друзьями во дворе,

Е) свой ответ_______________________________

2. Если есть, то в чем они заключаются?

А) мало или нет друзей,

Б) обижают, дразнят,

В) воруют вещи,

Г) бьют,

Д) нет общих интересов,

Ж) заставляют что-либо делать,

З) держат в страхе,

И) мне неинтересно с ними,

К) Не видят моих хороших качеств

Л) свой ответ_______________________________

3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

А) к товарищу по классу,

Б) к товарищу вне класса,

В) к маме,

Г) к отцу,

Д) к другому родственнику,

Ж) к учителю

З) свой ответ

Упражнение «Круг общения»

         Давайте подумаем и скажем, с кем общается ваш ребенок. (Возможные варианты: родители и прародители, воспитатель, другие педагоги, знакомые и незнакомые взрослые, дети в классе и во дворе, сестры, братья).

       Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей

·        разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстником дети производят много действий и обращений, которые редко встречаются в контактах со взрослыми: спорят, навязывают свою волю, приказывают, обманывают, жалеют.

·        эмоциональная насыщенность. Дети проявляют в 9-10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений. Дети чаще одобряют ровесника и чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом развиваются коммуникативные умения: вести диалог, спор; слышать и слушать; вставать на точку зрения другого; работать сообща для достижения общей цели.

·        нерегламентированность. Со взрослым дети соблюдают общепринятые нормы поведения, а со сверстником используют раскованные действия: прыгают, кривляются, передразнивают, придумывают новые слова. Так ребёнок проявляет себя.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Влияние коллектива на развитие ребенка велико. Важно, чтобы ребенок формировался внутри дружного, сплоченного коллектива?

Мнение родителей и учителей: ребенок ходит в школу учиться. Мнение ученика: ребенок ходит в школу общаться. Важно, каким будет это общение! Ребенку должно быть комфортно, спокойно и надежно среди сверстников.

·        Благополучный психологический климат способствует повышению успеваемости.

·        В сильном, сплоченном коллективе могут наиболее полно раскрыться таланты и скрытые возможности ребенка.

·        Доброжелательное общение с ровесниками способствует установлению положительных качеств характера.

·        Школьные друзья – поддержка и в дальнейшей жизни. Дружба – спасение от всех невзгод.

Потребности ребёнка в признании и самореализации

Наши потребности заменяют друг друга по значимости.

1. Физиология. На самом первом уровне человеку нужны пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые нужны для нормального существования организма.

2. Безопасность. Здесь возникает желание стабильности, защиты от внешних угроз.

3. Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми.

4. Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих заслуг.

5. Самоактуализация. По достижении этого уровня у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни.

Цель человеческого поведения, в том числе и детей, по теории Маслоу – достичь пятого уровня: самоактуализации.

Проблемы лидерства

Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе – одна из самых острых, актуальных в современной школе. Лидер в классе – опора классного руководителя. Лидеры – это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели. 

Лидерами не рождаются, лидерами становятся, и развить в ребенке те или иные качества реально.

Поведение лидера на уроках – отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники. Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают.

Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребёнку в налаживании отношений со сверстниками

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям.

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или бить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Что делать, если ребенка отвергают

Отвергаемые дети сами многое делают для того, чтобы стать жертвами нападок. Как уже отмечалось, они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные, реакции. Естественно, интересно обижать того, кто обижается, кто бросается с кулаками на окружающих после любого невинного замечания в свой адрес, кто начинает рыдать, если его немного подразнить и т. д.

Что помогает ребенку наладить дружеские отношения?

Аккуратный внешний вид

«Встречают по одежке» — правило старое, но действенное, и забывать о нем не стоит. Аккуратный внешний вид, удачно подобранная стрижка и опрятная одежда сразу же действуют располагающе на окружающих.

Широкий кругозор, наличие увлечений и хобби

Разносторонне развитому ребенку не составит труда найти общие интересы практически с любым одноклассником или взрослым. Сверстники всегда охотно тянутся к тому, кто является специалистом в каком-либо вопросе. Особенно, если это актуальные для детей направления, например, музыка, современные танцы или популярные виды спорта.

Собственная точка зрения

Уверенность, умение аргументированно отстаивать свою позицию вызывают уважение и помогают завоевать авторитет среди сверстников.

Умение слушать и принимать чужое мнение

Дружеские отношения предполагают внимательное отношение к мыслям, желаниям и проблемам товарища. Терпение, уважение к чувствам друга, искреннее стремление понять — без этих качеств построить взаимопонимание будет сложно.

Умение договариваться, принимать и соблюдать правила

Компромисс — самый верный способ избежать конфликтов, а это, в свою очередь, позволит сохранять дружеские отношения.



Какие же способы влияния на детей возможны в подростковом возрасте?

Главным в отношениях между родителями и детьми является принцип двустороннего уважения – «Уважайте детей и требуйте ответного уважения».

Родители не должны позволять ребенку безнаказанно говорить с ними или с другими в неуважительном, оскорбительном тоне. Интересуйтесь у детей, что им больше нравится: уважение по отношению к ним или оскорбительное, унижающее достоинство личности отношение.

·     Следующий принцип – «Воспитывайте, объясняя». Воспитание на своем примере важно, но недостаточно, так как дети часто окружены плохими примерами в социуме. Подростки не только должны видеть, что вы ведете правильную жизнь, но и понимать, почему вы это делаете. Родитель не обязан быть совершенством, он может и должен признаваться в своих недостатках («Я делаю все, что могу, но я не знаю всего, иногда я совершаю ошибки, но хочу передать тебе то, что узнал сам»).

·     Также важен принцип – «Учите детей думать». После проступка спрашивайте их: «А что бы ты чувствовал, если бы кто-нибудь так же поступил по отношению к тебе?» Надо учить ребенка анализировать ситуацию и ставить себя на место другого человека. Часто дети поступают плохо не потому, что они плохие. В большинстве случаев родители и педагоги не объяснили им, что так делать нельзя, не научили уважать себя и других, думать и анализировать.



Памятка для родителей «Общение с ребенком».



Общение с детьми должно занимать не меньше 3-4 часов в сутки.

Уважаемые родители, не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.

Помните, что если вы – человек добрый, вас будут окружать добрые люди, если вы злой – злые.

Воспитание – это передача детям вашего жизненного опыта. Будьте милосердны!

Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу. Здесь всегда поймут и вас, и вашего ребенка.

• Родители, всегда помните, что одна из важных сфер жизнедеятельности подростка – общение со сверстниками, учеба отходит на второй план. Для подростков главное не просто быть рядом со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее ребенка положение (лидер, авторитет).

• Важно научить детей быть лично ответственным за успешность общения с окружающими.

• Задача родителей – воспитать силу воли у подростка (часто дети не умеют управлять своим поведением), для этого нужно научить его ставить перед собой цели, которые должны отвечать актуальным потребностям (например, закончить четверть без «троек»).

• Научите ребенка составлять план своих действий (после этого ребенок психологически уже будет готов к его выполнению).

• Дайте понять своему ребенку, что вы уважаете его, ему важно признание взрослых; ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.

• Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам, так как дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослые.

• Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания, возможно, ваш личный пример поможет им разобраться.
Система Orphus