rube

Анализ работы

                                                            Анализ работы школьной библиотеки
                                                           ГУО «Копаткевичская средняя школа»
                                                                          за 2024/2025 учебный год

Цель работы библиотеки:
Обеспечение образовательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.

Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:
-обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;
-привитие любви к книге и воспитании культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
-руководство чтением учащихся;
-содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании учащихся;
-привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развитие речи и мышления, познавательных интересов и способностей;
-оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации;
-создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг и периодических изданий; формирование, комплектование и сохранность фонда.

В своей работе библиотека учреждения образования руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2016 № 108 «Аб устанаўленні формаў уліковых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў», приказом Министерства образования Республики Беларусь  «Інструкцыя па ўліку і захаваннасці бібліятэчных фондаў у Рэспубліцы Беларусь», инструкцией о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования,  методическими рекомендациями  по организации работы библиотек.
В течение 2024-2025 учебного года школьная библиотека вела работу с учетом разделов общешкольного плана и согласно годовому плану работы библиотеки.

Организация работы
Библиотека расположена на 2 этаже школы, занимает изолированное приспособленное помещение. Библиотека условно разделена на несколько зон: читательские места, информационный пункт, где производится выдача литературы; фонды открытого доступа. Абонемент находится в открытом доступе пользователя художественной и методической литературой, совмещен с читальный залом. Читальный зал имеет 24 посадочных мест. Организует работу библиотеки один человек. Режим работы библиотеки - с 8-00 до 15-30 часов ежедневно без перерывов. Выходной - воскресенье. Библиотека работает по плану, утвержденному директором школы. В библиотеке имеется компьютер. Со стороны библиотекаря, всем категориям пользователей оказывается любая помощь в выборе и поиске информации. Главная задача библиотечной деятельности в школе, ориентация на читателя, удовлетворение читательских потребностей, создание наилучших условий для его личностного роста, раскрытия творческого потенциала и самореализации.

Основные показатели работы библиотеки в 2023/2024 учебном году:

Фонд библиотеки – 18319 экз.
Читатели – 303
Книговыдача – 3815 экз.
Количество посещений – 3779
Книгообеспеченность – 60.4
Процент охвата чтением учащихся –100 %
Фонд учебников – 9009 экз.
Книговыдача учебников – 5114
Обеспеченность учащихся учебниками – 100%

Наибольшее количество книговыдач приходится на детскую литературу. Учащиеся старшей возрастной группы спрашивают современную художественную литературу, которая в школу не поступает. По-прежнему, наиболее востребован фонд художественной литературы. Но фонд не располагает достаточным количеством и качеством программных произведений, особенно современных авторов, остро стоит вопрос о пополнении фонда художественной литературой. Наибольшим спросом пользуется литература по учебной программе.

Наибольшее число посещений приходится на 1 - 4 классы. В следующем году следует обратить внимание на увеличение посещаемости библиотеки учащимися 5 -7 классов.

Работа с книжным фондом.
        Фонд литературы находится в открытом доступе для читателей. Расстановка осуществлена по возрастным группам (в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек). Справочная литература расставлена на отдельном стеллаже. К сожалению, в фонде нет некоторых программных произведений (или они находятся в недостаточном количестве). Мало также литературы для учащихся начальной школы. Существует также необходимость пополнить фонд методической литературой для учителей.

На протяжении всего учебного года осуществляется контроль над своевременным возвратом в фонд выданных изданий и ведется работа с должниками: проводятся беседы о необходимости своевременного возврата книг в библиотеку, поддерживается тесная связь с классным руководителем и родителями читателей. Во время выдачи и приема книг в библиотеку с читателями (особенно младшего школьного возраста) проводятся рекомендательные беседы и беседы о прочитанном. Постоянно проводится работа, направленная на своевременное выявление и изъятие литературы, согласно перечню экстремистских материалов.

Работа с фондом учебной литературы:
-проводится диагностика обеспеченности учащихся  школы учебниками и учебными пособиями на  текущий учебный год;
-по мере поступления ведется обработка поступивших учебников, оформление накладных, составление отчетных документов;
-ведение  картотеки учебников; редактирование картотеки учебников;
-информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и пособий, (вывешиваются  в учительской списки новых поступлений учебников);
-проводится списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ.

Большая работа была проведена о порядке взимания платы за пользование учебниками и учебными пособиями на 2024/2025 учебный год. Обеспеченность учебниками в 2024/2025 учебном году составила 100%. Все учебники входят в перечень учебных изданий, пригодных для использования в библиотечных фондах учреждений образования, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования в 2024/2025 учебном году.

Библиотека школы организует работу по формированию, учету и сохранности фонда в соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими работу библиотеки. В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем, совместно с классными руководителями проводились беседы с читателями-детьми на абонементе, и на классных часах. Работу по сохранности учебного фонда необходимо продолжить и активизировать в новом учебном году.

В течение учебного года был проведен рейд по проверке сохранности учебников. Рейд осуществлялся библиотекарем и активистами.

Целью рейда было проверить:
- наличие учебников на уроке;
- внешний вид учебников;
- наличие съемной обложки;

В результате проверки были сделаны следующие выводы: большинство учащихся держат учебники в хорошем состоянии, носят их согласно школьному расписанию и следят за его санитарным состоянием согласно правилам пользования учебником, с которыми все учащиеся были ознакомлены при получении учебников. С учащимися, у которых учебники без обложек или требуют мелкий ремонт (подклеить, заменить обложку, стереть ластиком пометки) была проведена беседа «О бережном отношении к школьному учебнику». Это относится, в основном, к учащимся 2-6 классов.

Работа с учащимися школы:
 - проводится  обслуживание учащихся школы согласно расписанию библиотеки;
- проводится анализ читательских формуляров с целью выявления задолжников (результаты сообщаются классным руководителям);
- ежегодно традиционно для учащихся начальных классов  проводятся экскурсии по библиотеке. Первоклассники знакомятся с библиотекой, правилами пользования библиотекой, бережным обращением с книгой. Для ребят  проводится викторина по сказкам и интересным загадкам.

 Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.

Работа с педагогическим коллективом:
2024/2025 учебный год богат знаменательными и памятными датами. Оказывалась помощь классным руководителям в подготовке массовых мероприятий, классных часов, информационных часов. Библиотека принимала активное участие в организации шестого школьного дня учебной недели, используя все формы и методы устной и наглядной агитации.

Выставки
         Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.

Подбирая материал к таким выставкам, стремимся рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги. За текущий учебный год оформлено более 30 выставок. Книжные выставки оформлялись в соответствии с планом работы школы.

Массовая работа библиотеки
Каждая форма библиотечной работы включает большое количество методов, и библиотечная практика непрестанно их совершенствует. Приобщение детей к чтению, к пользованию библиотечной книгой всегда оставалось главной задачей школьной библиотеки. Через разнообразные формы библиотечной работы, библиотека приобщает учащихся школы к творчеству писателей-классиков, способствуя популяризации литературы.

Прививать стойкий интерес к книге как источнику знаний, формировать читательскую культуру, воспитывать в учащихся общечеловеческие ценности также помогают различные библиотечные мероприятия:

ØФотозона «День добрый, праздник знаний!»
ØИнформационный стенд-выставка «Нам есть чем гордиться, нам есть что беречь!»
ØЭкспресс-выставка «К нам пришел новый учебник»
ØВыставка-досье «Учитель профессия на века»
ØСказочная викторина «Что за чудо эти сказки!»
Ø«Пресс-информ» - реклама периодики для подростков.
ØВыставка «Кто владеет информацией – владеет миром»
ØВыставка литературы к педсовету «Функциональная грамотность»
ØКнижная выставка«Герой своего времени»
ØКнижная выставка « Александр Грибоедов и его книги»
ØКнижная выставка « Сказочная наука Андерсена»
ØЧас чтения «Читайте с нами – читайте сами!»
ØЛитературная игра «Со сказкой назначена встреча»
ØКонкурс «Любимые иллюстрации любимых книг»

Военно-патриотическое воспитание

В Год исторической памяти с целью формирования у учащихся уважения и гордости за государственные символы Республики Беларусь, а также гражданственности и патриотизма, библиотека приложила большие усилия, стремясь стимулировать интерес к книгам о Великой Отечественной войне и памятных местах нашей страны. Проведено ряд книжных выставок и мероприятий:

ØКнижная выставка «Уничтожены сознательно»
ØИсторический турнир «В единстве народа - великая сила»
ØКонкурс чтецов « О Родине своей я много расскажу»
ØТоржественная линейка, посвященная годовщине Октябрьской революции. Вручение книги «Я - гражданин Республики Беларусь»
ØКнижная выставка «Праўда і мужнасць таленту», 90 гадоў з дня нараджэння І. Г. Чыгрынава
ØКнижная полка «Будущему избирателю»
ØВыстава “ Халакост ў Беларусі.Дакументы і матэрыялы”
ØИнформационный час «Мужество. Доблесть. Честь»
ØКонкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся!»
ØКнижно-журнальная выставка «Дети страшной той войны…»
ØУстный журнал «Дети – герои и свидетели войны»
ØИнформационный час «Мы вечно перед павшими в долгу»
ØВыставка-реквием «Война. Афганский реквием 1979-1989 гг.»
ØПросмотр видеоролика «Остров слез»
ØВыставка «Святое дело Родине служить»
ØКонкурс чтецов «Настоящим мужчинам посвящается…»
ØВыставка-досье «Страницы народного подвига»
ØТоржественная линейка, посвященная Дню государственного Флага и герба. Вручение книги «Я - гражданин Республики Беларусь»

Материалы со стенда и выставок были использованы для проведения классных и информационных часов.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни сегодня – это требование времени. Проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальных в библиотечном обслуживании населения, особенно молодежи. Быть здоровым стало модно и престижно. Работа библиотеки в этом направлении предусматривает мероприятия, которые активно пропагандируют здоровый образ жизни, содействуют организации досуга молодежи, привлекают к чтению, знакомят с интересными людьми и их увлечениями.

ØВыставка-предостережение «В дорогу жизни без СПИДа »      
ØЧас здоровья «Горькие плоды “сладкой” жизни» с просмотром презентации.
ØБеседа « Рабы Интернета или Как избежать интернет-зависимость»
ØВыставка-призыв «Мы - за жизнь без наркотиков»
ØВыставка-призыв «Новое поколение выбирает здоровье»

Экологическое воспитание

Для активизации интереса читателей к широкому репертуару книг в помощь экологическому воспитанию в школьной библиотеке организована выставка «Экологический калейдоскоп». Учащиеся смогли познакомиться с интересными изданиями, из которых узнали об отношении человека к природе, о бережном отношении к природным богатствам нашей Земли, а также растительном и животном мире.

Выставка «Новогодняя сказка»
Новогодние загадки «В снежном царстве, морозном государстве»
Выставка-напоминание «Чернобыль: легенда, название, быль»
Классный час «Чернобыль – боль земли»
Классный час «Чернобыль – это память на много веков»
Диалог - рассуждение «Чернобыль – это трагедия или предупреждение»
Культурные ценности своего народа.

С целью воспитания уважения к родной культуре и литературе, в школьной библиотеке организованы выставки, посвящённые белорусским писателям и поэтам, а также к календарным и знаменательным датам:«Мова – адно з багаццяў нацыі», «2025 – Год благоустройства».

         Особое внимание уделяется выставкам, посвященным белорусским писателям-юбилярам. В этом году мы отмечали юбилеи:

ØКнижная выставка«Словы – фарбы Артура Вольскага»
ØКнижная выставка «Музыка детства в прозе Ивана Науменко»
ØКнижная полка «Славуты букварыст Анатоль Клышка»

Были проведены обзоры книг и биографических сведений.

Проводимые в библиотеке мероприятия направлены на формирование у школьников уважения к своему языку и культуре, а также на расширение знаний о национальном наследии:

ØУ рамках тыдня пачатковай школы прайшоў Дзень беларускай мовы і літаратуры. Літаратурная гадзіна “Праз казку мову родную люблю”

ØТематическая полка «Конституция Республики Беларусь – Основной Закон страны»
ØВикторина «Я гражданин своей страны»
ØТоржественное мероприятие, посвящённое Дню Конституции. Вручение книги «Я - гражданин Республики Беларусь»
ØКнижная полка «Детство мое – страна заветная»
ØУрок - игра «Наши права»
ØВыставка-просмотр «Профессия и ты»
ØАкция « Прачытай і перадай другому»
ØКнижная полка «Через книгу – к духовности»
ØВстреча с Отцом Сергием «Духовных книг божественная мудрость»

Семейное воспитание

Семья играет очень важную роль в жизни человека. Именно семья учит моральным, духовным ценностям, прививает правильный образ жизни. Она помогает человеку правильно определиться с выбором профессии, не совершать плохих поступков, семья учит человека творить добро.

Совместные семейные занятия и увлечения объединяют всех членов семьи, способствуют общению и укреплению взаимоотношений. А также, приносят массу положительных эмоций и впечатлений!

В школьной библиотеке были организованы такие мероприятия, как

Ø«Всей семьей у книжной полки»
ØКнижно-иллюстрированная выставка «Мир прекрасен
ØЧас творчества «Валентинка для Валентина»
ØКнижная выставка «Женщина–источник красоты»
ØТворческий конкурс (выставка рисунков и поделок, конкурс рассказов и стихов)   «Маме милой посвящаю…»
ØЛитературный час с участием поэтессы Н.И.Якимовой

На мероприятиях обсуждалось значение семьи в жизни каждого человека, ее функциях и о художественных произведениях, описывающих семейные нравы. Приведены также интересные факты из истории института брака и семьи и поговорки разных народов о семейных ценностях и взаимоотношениях. Ребята высказывали своё мнение о том, какой должна быть настоящая семья и в какой он видит себя в будущем.


Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Взаимодействие с другими структурными подразделениями школы и внешними организациями

Деятельность библиотеки осуществляется в тесном сотрудничестве со структурными подразделениями школы. Сегодня для того, чтобы дети и подростки читали, необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем раньше, и эти сложные задачи библиотека решает в тесном сотрудничестве с классными руководителями, учителями школы и родителями.

Школьная библиотека активно сотрудничают с коллегами района. Регулярно производится обмен учебниками и учебными пособиями с оформлением соответствующей документации.

Повышение профессионального уровня

На заседаниях районных методических объединений осуществляется обмен опытом с коллегами района по различным направлениям деятельности школьной библиотеки. Участие в заседании МО библиотекарей района, изучение специальной методической литературы, знакомство с опытом работы коллег.

Выводы:

В 2024/2025 учебном году в библиотеке применялись разнообразные формы и методы работы с читателем - это литературные викторины, уроки мужества, диспуты, мультимедийные викторины, громкие чтения и т.д.

В течение года оказывалась помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, предметных недель. Подбиралась литература, оформлялись книжные выставки. Школьная библиотека прививала у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывала ответственность, уделяла внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам.

Задачи, над которыми стоит работать в следующем году:
1.     Активизировать читательскую активность у школьников 5-7 классов, находить новые формы приобщения детей к чтению.
2.     Пополнять фонд новой художественной и детской литературой, раз в
год проводить акцию «Подари книгу школе».
3.     Продолжить работу над повышением качества и доступности
информации, качеством обслуживания пользователей.
4.     Формировать эстетическую и экологическую культуру, интерес к
здоровому образу жизни.

Школьная библиотека и в дальнейшем будет продолжать начатую работу, а также будет работать над усовершенствованием и расширением форм работ по продвижению книги и чтения среди учащихся школы.
Система Orphus