Памятка учителю.
Памятка учителю.
Что необходимо учитывать?
· не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
· трудности адаптации школьника в переходные периоды.
· индивидуальные личностные особенности ученика.
Что необходимо грамотно осуществлять?
· Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.
· Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет ребенку учиться успешнее?
· Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
· Ориентация на успех.
· Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
· Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
· Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
· Формирование общих учебных умений и навыков.
· Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.
Рекомендации учителям-предметникам
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
3. Создайте атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
4. Уделяйте особое внимание организации учебного процесса: готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
5. Сделайте нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком; готовиться к уроку на перемене;прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим кдоске.
6. Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
7. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех.
8. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
9. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
10. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
11. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
12. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
13. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
14. Ученики должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
15. Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
16. Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материаласвоевременно прийти на помощь.
17. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
18. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
19. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
20. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
21. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
22. Развивать рефлексивные умения учащихся — умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель-ученик; ученик — другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.
23. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
24. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
25. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
26. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
27. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
28. Поддерживайте обязательно связь с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
29. Не допускайте педагогического манипулирования.
30. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
31. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
32. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
33. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
34. Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
35. Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
36. Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.
37. Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
38. Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
39. Будьте с детьми вежливыми.
40. Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
41. Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
42. Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
43. Вызывая к доске сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
44. Вызвав ребёнка к доске дайте, ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
45. Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущайте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
46. Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
47. Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
48. Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
49. Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у доски).
50. Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Рекомендации
Что необходимо учитывать педагогам, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?
- Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
- Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
- Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
Что необходимо грамотно осуществлять?
- Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.
- Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет ребенку учиться успешнее?
- Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
- Ориентация на успех.
- Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
- Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
- Формирование общих учебных умений и навыков.
- Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.
Что необходимо учитывать?
· не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
· трудности адаптации школьника в переходные периоды.
· индивидуальные личностные особенности ученика.
Что необходимо грамотно осуществлять?
· Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.
· Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет ребенку учиться успешнее?
· Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
· Ориентация на успех.
· Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
· Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
· Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
· Формирование общих учебных умений и навыков.
· Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.
Рекомендации учителям-предметникам
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
3. Создайте атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
4. Уделяйте особое внимание организации учебного процесса: готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
5. Сделайте нормой единые дисциплинарные требования: начинать урок со звонком; готовиться к уроку на перемене;прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим кдоске.
6. Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
7. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех.
8. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
9. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
10. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.
11. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений.
12. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
13. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом.
14. Ученики должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
15. Ежедневно в конце учебного дня проверяйте наличие задания на следующий день.
16. Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материаласвоевременно прийти на помощь.
17. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
18. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
19. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
20. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
21. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
22. Развивать рефлексивные умения учащихся — умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель-ученик; ученик — другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.
23. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
24. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
25. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
26. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
27. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
28. Поддерживайте обязательно связь с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
29. Не допускайте педагогического манипулирования.
30. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение.
31. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
32. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
33. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т. д.
34. Помните, идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.
35. Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.
36. Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не прописанные в учебниках.
37. Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
38. Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.
39. Будьте с детьми вежливыми.
40. Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.
41. Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.
42. Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.
43. Вызывая к доске сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.
44. Вызвав ребёнка к доске дайте, ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.
45. Вызвав ребёнка к доске и дав ему, задание для выполнения — отойдите, не «стойте над душой», не смущайте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.
46. Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.
47. Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.
48. Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из одноклассников—вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.
49. Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету, (в начале урока, а не после ответа у доски).
50. Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Рекомендации
Что необходимо учитывать педагогам, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно?
- Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.
- Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.
- Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.
Что необходимо грамотно осуществлять?
- Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.
- Процесс социализации ребенка в коллективе.
Что поможет ребенку учиться успешнее?
- Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.
- Ориентация на успех.
- Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.
- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей.
- Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.
- Формирование общих учебных умений и навыков.
- Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.