УМО учителей гуманитарно-исторического цикла
ПЛАН РАБОТЫ
учебно-методического объединения
учителей белорусского языка и литературы, русского языка и литературы,
истории, обществоведения, ОиМХК
на 2024/2025 учебный год
Тема: «Повышение качества образования средствами учебных предметов гуманитарно-исторического цикла (белорусского языка и литературы, русского языка и литературы, истории, обществоведения, ОиМХК) в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».
Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета.
Задачи:
- повысить уровень владения учителями современной нормативной правовой и учебно-методической базой образовательного процесса, в том числе по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета;
- обобщить теоретические основы функциональной грамотности и сделать осмотр опыта использования технологий формирования фунциональной грамотности учащихся;
- содействовать осмысленной заинтересованности учителей работой по формированию функциональной грамотности учащихся через повышение уровня самообразования, изучение и внедрение новых образовательных технологий;
- обеспечить методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей.
Раздел II. План проведения заседаний УМО |
|||||
№ |
Дата провед. |
Форма провед. |
Тема заседания, вопросы для обсуждения |
Ответств. |
Итоговый материал |
1 |
Август |
Инструктивно-методическое совещание |
1.Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение общего среднего образования в 2024/2025 учебном году: 2.Правила безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса в заведениях общего среднего образования; 3.Обновлённые учебные программы по белоруской литературе, истории. 4.Новые учебные и учебно-методические пособия по учебным предметам. 2. Анализ итогов экзамена по учебному предмету «Белоруский язык», “Русский язык”, “История Беларуси” на 2 ступени общего среднего образования. 3. Централизованный экзамен по учебному предмету «Белоруский язык» “Русский язык”, по завершению обучения и воспитания на III степени общего среднего образования: анализ результатов и пути совершенствования подготовки учащихся. 4. Анализ итогов работы учебно-методического объединения учителей гуманитарно-исторического цикла в 2023/2024 учебном году. Планирование работы на 2024/2025 учебный год. 5. Подготовка к ЦЭ, выпускным экзаменам. 6. Работа с высокомотивированными учащимися. |
Асипчик Н. А., учителя-предметники |
Банк данных методических рекомендаций для сопровождения учебного процесса в 2024/2025 учебном году |
Ноябрь |
семинар-практикум |
Тема: Современные учебные занятия по белорусскому языку и литературе, русскому языку и литературе, истории, обществоведению, ОиМХК в контексте формирования функциональной грамотности учащихся. Цель: обобщение теоретических основ функциональной грамотности и изучение опыта использования технологий формирования фунциональной грамотности учащихся. - обсудить современные занятия по предметам гуманитарно-исторического цикла в контексте формирования функциональной грамотности учащихся; - совершенствовать методику, технологии работы учителей по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках белорусского языка и литературы, русского языка и литературы, истории, обществоведения, ОиМХК. Научно-методический блок 1. Современные учебные занятия в контексте формирования функциональной грамотности учащихся. 2. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках беларуского и русского языка и литературы, истории с помощью современных, в том числе информационно-компьютерных, технологий и методов обучения (развитие критического мышления, «открытое пространство», многомерные дидактические инструменты, проблемное обучение и др.). 3. Реализация межпредметных связей в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Учебно-методический блок 4. Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках белоруского языка и литературы, русского языка и литературы, истории, обществоведения, ОиМХК в контексте формирования функциональной грамотности учащихся (обмен опытом) Практический блок Анализ видеофрагментов уроков с использованием информационно-компьютерных, технологий и методов обучения (развитие критического мышления, «открытое пространство», многомерные дидактические инструменты, проблемное обучение и др.). |
Учителя русского языка и литературы: Мельникова Н. А. Пырко Н. В. Малофеева Ю. Ю. |
Рекомендации по организации научно-практической деятельности на уроках по предметам гуманитарно-исторического цикла |
|
Январь |
Мозговой штурм |
Тема: Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках как наиважнейшее условие повышения качества образования. Цель: совершенствование профессиональной компетентности учителей по формированию функциональной грамотности учащихся. Задачи: - познакомить с путями формирования и развития функциональной грамотности учащихся на уроках белорусского языка и литературы, русского языка и литературы, истории, обществоведения, ОиМХК; - содействовать совершенствованию форм, методов и приёмов работы учителей по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках по предметам гуманитарно-исторического цикла. Научно-методический блок 1. Использование инновационных форм и методов интенсификации обучения (кейс-метод, дебаты, дискуссии, игровые методы и др.) на уроках как инструмент формирования функциональной грамотности учащихся. 2. Формы, методы и приёмы формирования и развития читательской грамотности учащихся на уроках белорусского языка и литературы, русского языка и литературы, истории, обществоведения, ОиМХК. Учебно-методический блок 3. Использование текстов новой природы (интернет-публикации, мультимедийные презентации, интерактивная инфографика) как ресурса формирования функциональной грамотности учащихся. 4. Потенциал инструментов визуализации текста (схемы, диаграммы, интеллект-карты, инфографика) в развитии метапредметных компетенций учеников как основы функциональной грамотности. Практический блок 5. Анализ использования практико-ориентированных заданий. |
Учителя белорусского языка и литературы Асипчик Н. А. Суботко Т. А. |
Банк данных инструментов визуализации текста (схемы, диаграммы, интеллект-карты, инфографика) |
|
апрель |
Круглый стол |
Тема: Компетентностно-ориентированные задания по предметам гуманитарно-исторического цикла как средство формирования функциональной грамотности учащихся. Научно-методический блок 1. Основные принципы формирования функциональной грамотности: метапредметность, практико-ориентированность, функциональность, ситуативность, интэгративносць, командное взаимодействие, включение в проектную деятельность. 2. Основные признаки компетентностно-ориентированных заданий: межпредметность содержания и итога полученного при выполнения задания; инструктивность, вариативность итога и/или его формы представления, самостоятельность выполнения. 3. Функции компетентностно-ориентированных заданий: мотивационная, организационная, оценочная, мировоззренческая, личностно-развивающая. Типы компетентностно-ориентированных заданий: задание-интерпретация, задание-сравнение, задание-аналогия, задание-структурирование, задание-поиск прообраза и др. Учебно-методический блок 4. Пятикомпонентная структура компетентностно-ориентированных заданий. 5. Методические особенности применения компетентностно-ориентированных заданий. Практический блок Презентация опыта работы Малофеевой Юлии Юрьевны (по итогам аттестации) |
Учителя истории, ОиМХК Сидорок В. Л. Демиденко С. Е. Николаева А. Н. Шемет Д. В. |
Разработка компетентостно-ориентированных заданий по предметам гуманитарно-исторического цикла |
Банк данных членов УМО
№ |
ФИО учителя |
Образование |
Преподаваемый предмет |
Педстаж |
Квалификац. категория |
1 |
Асипчик Н. А. |
высшее |
бел. язык и лит. |
26/26 |
высшая |
2 |
Пырко Н. В. |
высшее |
рус. яз. и лит. |
37/37 |
высшая |
3 |
Субботко Т. А. |
высшее |
бел. язык и лит., нем. яз. |
31/31 |
первая |
4 |
Сидорок В.Л. |
высшее |
история, обществоведение |
21/21 |
высшая |
6 |
Мельникова Н. А. |
высшее |
рус. яз и лит., |
20/20 |
высшая |
7 |
Левкович Г. В. |
высшее |
рус. яз и лит. |
26/26 |
высшая |
8 |
Малофеева Ю. Ю. |
высшее |
рус. яз и лит. |
24/24 |
первая |
9 |
Демиденко С. Е. |
высшее |
ОиМХК, нем. яз. |
34/34 |
высшая |
С 14 по 18 октября 2024 года в Копаткевичской средней школе прошла Неделя русского языка и литературы. В рамках недели прошел ряд различных внеклассных мероприятий и творческих конкурсов, в которых учащиеся 5-11 классов приняли активное участие |
|
14 октября |
В 8-11классах были проведены беседы о русском языке, об учёных-лингвистах. Ребята подготовили радиоминутку «О великий, могучий русский язык», поучаствовали в акции «Говори правильно», состязались в написании словарных диктантов. |
15 октября |
Учащиеся 8 «Б» совершили путешествие «По страницам жизни мятежного поэта». Речь шла о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. 15 октября 2024 года исполнилось 210 лет со дня рождения великого поэта. Ребята вспоминали эпизоды его жизни, читали стихи. Никого не оставил равнодушным романс на стихи поэта «Выхожу один я на дорогу». |
Учащиеся 7-ых классов и 8 «Б» посетили литературную гостиную «Мы вечно будем прославлять ту женщину, чьё имя Мать». Беседа с местной поэтессой Екимовой Надеждой Ивановной получилась очень познавательной и содержательной. Ребята с большим интересом слушали стихотворения поэтессы. Разговор затрагивал нравственные вопросы. |
|
16 октября |
В рамках Недели родительской любви и Недели русского языка и литературы заведующая библиотекой Кузнецова Оксана Валентиновна с учащимися 8 «А» класса провела беседу «Материнское сердце» (по одноименному произведению В. Шукшина). Ребята приняли активное участие в обсуждении прочитанного, с большим интересом слушали, отвечали на вопросы, высказывали своё мнение. |
Для учащихся 5 «А» класса была проведена игра «Лингвистическая разминка». Ребята посостязались в знании лексики русского языка, вспомнили пословицы и поговорки, ответили на занимательные вопросы. И несмотря на то, что были и победители, и проигравшие, время с пользой провели все. |
|
17 октября |
Для учащихся 8 «А» класса была проведена викторина «По страницам любимых книг». Цель: развитие коммуникативных умений посредством литературной игры-викторины. Ребята очень активно участвовали в мероприятии, состязаясь в конкурсах. И пришли к выводу, что книга – это верный и мудрый друг, добрый советчик. |
Учащиеся 8-ых классов присутствовали на заседании литературной гостиной «Любите книгу всей душой», где говорили о роли книги, чтения в жизни человека, знакомились с высказываниями знаменитых людей о книге. |
|
Ребята 7-ых классов были ведущими устного журнала «Великое русское слово», рассказывали о словарях, учёных-лингвистах, проводили игру со зрителями, говорили о чистоте и благозвучии русского слова. |
|
18 октября |
Учащиеся 7 «А» класса совершили путешествие по страницам литературного журнала «Образ матери в произведениях русской литературы». Ребята ещё раз окунулись в мир прекрасной поэзии Некрасова, Есенина, Ахматовой и узнали о том, какую роль в жизни поэтов играли их мамы, как поддерживали, воспитывали, в том числе и своим примером. |
Для учащихся 5 «Б» класса была проведена игра-соревнование «Словесные разведчики». Ребята с удовольствием выполняли различные задания и демонстрировали то, чему сумели научиться на уроках русского языка. Учащиеся работали активно и проявили свои самые лучшие качества и умения. |
ИЗ АРХИВА ПРЕДМЕТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В школе проходит первый этап Республиканского конкурса "Учитель года 2023". 30.11.2022 г. открытый урок белорусского языка в 6 "А" классе провела Суботка Т.А. |
В ноябре в школе прошла Неделя русского языка и литературы В рамках её пршли различные тематические внеклассные мероприятия и открытые уроки: Учащиеся 5-9 классов приняли участие в акции "Проверяем грамотность". Проведена игра "По литературным тропинкам" в 6 "А" классе. Учащиеся приняли участие в конкурсе скороговорок. Очень приятно, что учащиеся старались говорить правильно, выразительно. "Скороговорить" - увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко выговаривать слова и звуки. Чтобы речь стала лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат русский язык. |
Открытый урок в 10 классе по теме "Смысловая сторона слова. Лексическое и грамматическое значение слова". Языковой трениг "Культура речи. Готовимся к экзамену" в 11 классе. Литературная игра по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", "Ба! Знакомые все лица!" в 9 "Б" классе. Литературная игра по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг" в 6 "Б" классе. в 5 "А" классе прошла игра "Умники и умницы". Участники команд "Улыбашки" и "Алфавит" собирали пословицы, отвечали на шуточные и серьёзные вопросы по русскому языку, образовывали слова, проявляли творческие способности. |
В рамках Недели русского языка и литературы в 8 классе прошёл открытый урок на тему: "Простое глагольное сказуемое". В рамках недели русского языка и литературы в 7 "А" классе прошла интеллектуальная игра "Весёлая грамматика". Учащиеся проверили себя на смекалку и сообразительность, показали свои знания по русскому языку. |
В 9 "Б" классе прошла лингвистическая игра, где учащиеся отгадывали слова по их лексическим значениям. Класс был разделён на команды. Жюри оценивало ответы. В рамках мероприятий Недели русского языка и литературы учащиеся 5 "Б" класса посетили библиотечную выставку "Книга - величайшее из чудес", посвящённую писателем-юбилярам. Книг заветные страницы Помогают людям жить, И работать, и учиться, И Отчизной дорожить. Учащиеся 10 класса, 9 "Б", 9 "А" соревновались в написании орфоэпических диктантов, ведь речевой эпитет - это часть общей культуры. В рамках Недели русского языка и литературы для учащихся 5-7 классов прошла игра-путешествие "Люби, цени и знай русский язык!". Пройдя по трём станциям - "Орфографической", "В мире слов" и "Лексической" - ребята выполнили задания из разных разделов языкознания, проявив свои лучшие качества: сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство взаимопомощи. И даже проигрыш одной из команд не стал поводом для расстройства, а стал стимулом для дальнейшей работы и совершенствования своих знаний по русскому языку. |
Подведены итоги Недели русского языка и литературы. Активным участникам, победителям игр, конкурсов, викторин вручены грамоты. |
"ПЕСНЯРЫ ЗЯМЛІ БЕЛАРУСКАЙ"
ДА ЮБІЛЕЮ ЯНКІ КУПАЛЫ І ЯКУБА КОЛАСА
Да 140-годдзя з дня нараджэння Янкі Купалы і Якуба Коласа ў Капаткевіцкай сяредняй школе прайшоў рад пазнавальных і займальных мерапрыемстваў.
Для вучняў сёмых-восьмых класаў была арганізавана віртуальная экскурсія ў
Дзяржаўны літаратурны музей Янкі Купалы http://kupala-museum.by/muzey-online/
і Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа https://www.youtube.com/watch?v=0ns4Kr7Z4xg
Віртуальныя экскурсіі даюць магчымасць кожнаму патрапіць на стацыянарную экспазіцыю «Шляхі» і пазнаёміцца з жыццём і творчасцю Янкі Купалы. Музей мае 8 экспазіцыйных залаў. Рукапісы Янкі Купалы, выданні яго твораў розных гадоў, асабістыя рэчы паэта, шматлікія фотаздымкі, творы жывапісу, графікі, дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва распавядаюць пра жыццё і творчасць народнага паэта Беларусі, грамадска-палітычнае і культурнае жыццё краіны. Мемарыяльныя куткі, інтэр’еры рабочага кабінета, гасцёўні, што створаны па ўспамінах і архіўных матэрыялах знаёмяць наведвальніка з Вільняй, Санкт-Пецярбургам, Масквой, перадваенным Мінскам.
Музей Якуба Коласа - гэта вядучы культурны цэнтр, у якім зберагаецца гісторыя жыцця і творчасці аднаго са стваральнікаў беларускай мовы і літаратуры. Размешчаны ў доме, дзе жыў Якуб Колас з 1945 па 1956 гг. Статус адзінага мемарыяльнага музея-сядзібы ў Мінску вызначае яго ўнікальнасць сярод іншых літаратурных музеяў сталіцы. Музей, асноўны фонд якога налічвае 32240 адзінак (2012), захоўвае асабістыя рэчы песняра і яго сям'і, кнігі, рукапісы, дакументы, творы выяўленчага мастацтва, што ўвасабляюць асобу народнага паэта і герояў твораў Якуба Коласа.
Па выніках знаёмства вучняў з творчым і жыццёвым шляхам пісьменнікаў-юбіляраў адбыўся бліц-турнір "Песняры зямлі беларускай".
ТЫДЗЕНЬ БЕЛАРУСКАЙ МОВЫ І ЛІТАРАТУРЫ
“МОВА РОДНАЯ – МОВА МОДНАЯ!”
Эпіграф: Як ёсць цяпер, не будзе так заўжды, Дасць людзям розум Бог абавязкова, Няхай не зараз, пройдуць хай гады, Ды вернецца народу продкаў мова. |
21 лютага - МІЖНАРОДНЫ ДЗЕНЬ РОДНАЙ МОВЫ
Акцыя “Пачні дзень з беларускага слова”
Інфармацыйная хвілінка “З гісторыі ўзнікнення свята “День роднай мовы”
Рэспубліканская анлайн-дыктоўка, прысвечаная Дню роднай мовы
22 лютага
Гульня-віктарына Слова лечыць…” (вучні 6-х класаў) з работнікамі гарадской бібліятэкі
Старт акцыі “НЕЗВЫЧАЙНАЕ БЕЛАРУСКАЕ СЛОВА” (стварэнне воблака слоў)
23 лютага
Афармленне стэнда “Беларускія пісьменнікі-юбіляры”
Кніжная выстава “Чароўнае роднае слова”
Конкурс чытальнікаў "ГУЧЫЦЬ РОДНАЕ СЛОВА! (вучні 2-6 класаў)
Падвядзенне вынікаў. Узнагарода пераможцаў конкурсаў
СВЯТОЧНАЕ ЗАКРЫЦЦЁ ТЫДНЯ БЕЛАРУСКАЙ МОВЫ
АДЗНАЧАЕМ ЮБІЛЕІ БЕЛАРУСКІХ ПІСЬМЕННІКАЎ
БАРАВІКОВА РАІСА (1947, в. Пешкі, Бяроз. р-н), паэтэса, празаік, перакладчык, лаўрэат Літаратурнай прэміі імя А. Куляшова, Дзяржаўнай прэміі Беларусі – 75 гадоў з дня нараджэння.
Нарадзілася 11 мая 1947 года ў вёсцы Пешкі Бярозаўскага раёна Брэсцкай вобласці ў сям’і служачага. Скончыўшы ў 1965 годзе сярэднюю школу, працавала ў Быхаўскай раённай газеце «Маяк Прыдняпроўя». У той час Раіса марыла прысвяціць сябе журналісцкай справе. Сустрэча з паэтам Аляксеем Пысіным змянілі яе планы. Ён пераканаў паэтэсу паступіць у Літаратурны інстытут імя М. Горкага ў Маскве. Пасля заканчэння вучобы была накіравана на пасаду рэдактара кінастудыі «Беларусьфільм» (1971-1972). Працавала ў рэдакцыях рэспубліканскіх газет, часопісах «Алеся», «Маладосць».
Яе зборнікі – гэта роздум пра час, абавязак перад Радзімай, сваім народам, пошук чалавечага шчасця. Яна вучыцца шчасцю сама і дзеліцца яго сакрэтамі з іншымі.
Выступае Раіса Андрэеўна і як празаік. У 1980 годзе з’явілася яе аповесць «Кватарантка» пра моладзь, каханне, пошукі свайго месца ў жыцці. Эпізоды беларускай гісторыі, гісторыі кахання адлюстраваны ў вострасюжэтнай драматычнай паэме «Барбара Радзівіл» (1992).
Апавяданні зборніка «Вячэра манекенаў» (2002) напісаны ў жанры псіхалагічнай фантастыкі. Калі чалавеку пачынае надакучаць будзённая аднастайнасць зямнога свету: ён шукае ў сваіх думках свет паралельны.
Піша для дзяцей. Аўтар прыгодніцкіх кніг казак і апавяданняў: «Галенчыны «Я», альбо Планета Цікаўных Хлопчыкаў» (1990), «Казкі з гербарыя» (2008), «Казачныя аповесці пра міжпланетнага Пажарніка і іншых мамурыкаў» (2010), «Казкі астранаўта: касмічныя падарожжа беларусаў» (2011).
ПУШЧА ЯЗЭП (сапр. Плашчынскі Іосіф) (1902, в. Каралішчавічы, Мінскі р-н – 1964), паэт, асобныя творы якога пакладзены на музыку, перакладчык, крытык – 120 гадоў з дня нараджэння.
Нарадзіўся 7(20) мая 1902 г. ў вёсцы Каралішчавічы Мінскага павету у сялянскай сям'і.
Трыццатыя гады раскідалі па свеце вялікую сям'ю Плашчынскіх, усіх дзяцей адлучылі ад зямлі.
Першыя крокі ў літаратуру Я. Пушча зрабіў, калі ў 1923 разам з іншымі пісьменнікамі стаў адным з заснавальнікаў і арганізатараў літаратурнага аб'яднання «Маладняк», а пазней – «Узвышша». З гэтага часу паэзія становіцца яго асноўным заняткам. Аўтар зборнікаў «Раніца рыкае», «Vita», «Дні вясны».
КУПАЛА ЯНКА (сапр. Луцэвіч Іван) (1882, в. Вязынка, Маладзеч. р-н – 1942), паэт, драматург, перакладчык, класік беларускай літаратуры, народны паэт Беларусі – 140 гадоў з дня нараджэння
БРЫЛЬ ЯНКА (ІВАН) (1917 – 2006), пісьменнік, перакладчык, публіцыст, народны пісьменнік Беларусі, класік беларускай літаратуры – 105 гадоў з дня нараджэння
ПАНЧАНКА ПІМЕН (1917 – 1995), паэт, перакладчык, дзяржаўны дзеяч, народны паэт Беларусі – 105 гадоў з дня нараджэння
ТАНК МАКСІМ (сапр. Скурко Яўген) (1912, в. Пількаўшчына, Мядзел. р-н – 1995), народны паэт Беларусі, грамадскі і дзяржаўны дзеяч – 110 гадоў з дня нараджэння
ПТАШНІКАЎ ІВАН (1932, Лагойскі р-н – 2016), пісьменнік, лаўрэат Дзяржаўнай прэміі Беларусі імя Я. Коласа – 90 гадоў з дня нараджэння
ДРАНЬКО-МАЙСЮК ЛЕАНІД (1957, Давыд-Гарадок), паэт – 65 гадоў з дня нараджэння
ВЕРАМЕЙЧЫК УЛАДЗІМІР (1937, Брагінскі р-н. – 1999), паэт, публіцыст – 85 гадоў з дня нараджэння
КОЛАС ЯКУБ (сапр. Міцкевіч Канстанцін) (1882, в. Акінчыцы (цяпер у межах г. Стоўбцы) Мінскай вобласці – 1956), празаік, грамадскі дзеяч, вучоны, педагог, народны паэт Беларусі, адзін з заснавальнікаў новай беларускай літаратуры і літаратурнай мовы – 140 гадоў з дня нараджэння
ШАХ СОФ’Я (1947, в. Лесец, Калінкав. р-н), паэтка – 75 гадоў з дня нараджэння