Как уберечь подростка от насилия
13 декабря в целях реализации республиканского проекта "Родительский университет" прошло родительское собрание
в 8 "А" классе
" Как уберечь подростка от насилия". В ходе лекции родители ознакомились с понятием насилия, видами и последствиями насилия, а также рекомендациями, которые позволяют уберечь подростка от жестокого обращения и насилия.
.
Цель: знакомство родителей учащихся с понятием насилия, видами и последствиями насилия, а также рекомендациями, которые позволят уберечь подростка от жестокого обращения и агрессии.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми и подростками связана с тем, что насилие в отношении детей и подростков или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Последствия насилия могут носить долговременный характер, а его жертвы чаще страдают депрессией, испытывают тревогу, а также чаще совершают попыткисамоубийства.
Насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.
Стоить отметить, что обычно ребенок или подросток подвергается неодному виду насилия, а нескольким или даже всем сразу. Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно – оно накладывает отпечаток на всю дальнейшуюжизнь человека. Плохие отношения, непонимание между родителями и детьми часто порождают «цепочку»осложнений у современных детей и подростков, начиная от трудностей в школе и заканчивая личностнымипроблемами.Рассмотрим более подробно каждыйиз видов насилия.
1. Физическое насилие – все агрессивные формы поведения,представляющие собой физическое воздействие на человека,включая ограничение свободы передвижения. Это – избиение,толчки, царапины, плевки, шлепки, пощёчины, хватание, бросаниепредметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, нанесение ожогов и др.
2. Эмоционально-психологическое насилие выражаетсяв унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оновключает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей,чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы,шантаж, угрозы насилияпо отношению к себе, жертве; совершение насилия в отношении детей, родителей, домашних животных; повреждениеимущества; контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование,прерывание сна, процесса еды, и т. д.
3. Сексуальное насилие–сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда были предприняты следующие действия по отношению к ребенку или подростку: сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия;использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения подростка всексуальную активность;сексуальный контакт, при котором подросток не способен контролировать свои взаимоотношения со взрослыми всилу возрастных и физическихособенностей.
4. Пренебрежениеосновными нуждами ребенка (моральная жестокость) заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды подростка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Субъекты насилия.Субъектами или внешними источниками насилия для детей и подростков является достаточно широкий перечень лиц. По материалам исследований белорусских и российских ученых насилие по отношению к ребёнку может исходить от следующих категорий людей:
· родителей (мать, отец, отчим, мачеха) или иных законных представителей (попечитель, опекун);
· близких родственников (бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра);
· сверстников или старших детей, знакомых и незнакомых ребёнку;
· посторонних, наделенных властными полномочиями (врачи, средний медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов и центров по оказании социальной помощи и поддержки и др.);
· иных посторонних – знакомых (соседи, друзья родителей) и незнакомых взрослых.
Последствия насилия.Ближайшие и отдалённые последствия перенесённого насилия. Как утверждают ученые, испытанная ребёнком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью подростка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях подросток бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.
Главными последствиями насилия являются:
- низкая самооценка;
- повышенная тревожность;
- неспособность к доверительным отношениям с другимилюдьми, одиночество;
- частые депрессивные состояния;
- подозрительность и недоверие;
- импульсивность и поведенческие расстройства;
- мысли о самоубийстве;
- чувство вины, пессимизм, негативные установки;
- склонность к зависимости от окружающих;
- эмоциональные проблемы;
- асоциальное поведение;
- неадекватное сексуальное поведение;
- потеря интереса к школе и др.
Ещё одно серьёзное последствие психологическогонасилия – то, что ребёнок может стать жертвой других видов насилия, в частности, насилия в киберпространстве.Куда обращаться за помощью в ситуации насилия?
При необходимости можно обращаться за помощью в соответствующие государственные органы и организации, а также кспециалистам общественных объединений.На сегодняшний день в нашей стране создана достаточно масштабнаясистема защиты прав и свобод ребенка, в том числе, от насилия ижестокого обращения. На основании законодательных актов нашей страны такую деятельность ведут разные органыи учреждения: комиссии по делам несовершеннолетних, органыобразования, опеки и попечительства, социальной защиты,здравоохранения, внутренних дел.
Учреждения образования, помимо помощи в защитеправ, оказывают социально-педагогическую и психологическую помощь детям, пострадавшим в семье отжестокого обращения и пренебрежения основными жизненнымипотребностями.
Если ребёнок посещает дошкольные учреждения, можно обратиться к работающему там психологу, который поможет родителям наладить отношения со своим ребенком. Если же ребёнок ходит в школу, стоит посетить социально-педагогическую и психологическую службу учреждения общего среднегообразования.
Социально-педагогический центр, отдел (илиуправление) образования помогут в том случае, когда ребенокподвергается насилию со стороны педагогов или сверстников.
Номера телефонов для подростков и членов их семей,оказавшихся в ситуации насилия:
● телефон для экстренного вызова милиции: 102;
● телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия ижестокого обращения с детьми: 8-017-218-72-22;
● телефон линии круглосуточной экстреннойпсихологической помощи для детей и подростков: 8-017-246-03-03 и др.
Рекомендации родителям
1. Обсудите с подростком вопрос опомощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе сним.
6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его всекцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.
9. Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..».
13. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
Несколько рекомендаций для установлениядоверительных отношений с ребенком.
• Приглашайте к себе домой друзей своего ребенка.Конечно, это хлопотно, о это стоит ваших усилий.В результате ваш ребенок будет доверять вам,и у него появится хорошая привычка: он будет знакомить вассо своими новыми друзьями.
• Старайтесь быть дома к тому моменту, когда ребенокдолжен вернуться домой.
• Выражайте радость по поводу прихода ребенка домой. Обнимайте ребенка.
• Просите ребенка писать вам письма с рассказомо своих чувствах и переживаниях. И сами пишитетакие письма ему.
• Оставляйте ребенку специальные записочки с поручениями и похвалами.
Чтобы понять, проявляете ли вы насилие в отношении
своего ребенка, необходимо сделать следующее:
• Прочитать определения видов насилия и ознакомиться с перечнем его последствий.
• Вспомнить, кто и когда применял к вам хотя бы одиниз перечисленных видов насилия. Это нужно дляпонимания того, не действуете ли вы по усвоеннойв детстве схеме, которая руководит вашим поведением и сегодня.
• Подумать, какой из видов насилия вы применяли илиприменяете в настоящее время. Зачастую признатьсвое поведение недостойным трудно, но это первыйшаг к изменениям.
• Осознать, можете ли вы самостоятельно прекратитьнасильственные действия. В настоящее время естьмного возможностей получить квалифицированную помощь (на бесплатной или на платной основе)в центрах, где работают психологи.
Насилие в школе.Каковы последствия того, что подростка постояннообижают сверстники?
У подростка может возникнуть депрессия, могут появиться страхи. У него снижается самооценка, постепенно закрепляется «образ неудачника», появляютсямысли о том, что с ним что-то не так. Такой ребенокстарается не проявлять активности. Часто он боитсярассказать родителям о том, что с ним происходит вшколе.
Как понять, что ребенок стал жертвой насилияв школе?
При существовании доверительных отношений ребенок сам расскажет родителям, что его обижаютсверстники. Если он почему-либо скрывает свои проблемы, о них можно догадаться по некоторым косвенным признакам.Так, родителей должно насторожить, если ребенок:
• постоянно находится в подавленном настроении;
• регулярно не хочет идти в школу, ссылаясь на состояние здоровья или другие причины;
• его вещи часто разорваны, испачканы или потеряны;
• в разговорах о школе он не упоминает об одноклассниках;
• он не знает, к кому обратиться, чтобы узнать домашнее задание.
Буллинг– это деяние (действие или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемые в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица или таким лицом относительно других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего.
Что делать родителям, чтобы снизить вероятность буллинга?
Помогайте ребенку укреплять имеющиеся связи с его товарищами и заводить новых друзей: приглашайте знакомых и одноклассников на дни рождения и вечеринки, придумывайте конкурсы и соревнования. Поддерживайте ребенка в поиске общих с друзьями полезных интересов, кружков, спортивных секций. Научите подростка правилам уверенного поведения и эффективной коммуникации. Важно научить ребенка не передавать никому своих персональных данных и не делиться с незнакомцами личной информацией, не выставлять напоказ свои видео и фотографии, которые предназначены для личного просмотра. Создавайте атмосферу доверия, поддержки и открытости в семье, будьте внимательны к своему сыну или дочери.
Что делать, если ребенок все же стал жертвой буллинга.
Прежде всего, когда вы поняли ситуацию по косвенным признакам, задайте подростку прямой вопрос. Даже если ваш ребенок не идет на контакт, отмалчивается или придумывает нелепые объяснения, вам важно поговорить с ним о происходящем. Скорее всего, он молчит, так как боится прослыть предателем или ему стыдно, что он слабый или глупый и не может разобраться с обидчиком. Кроме того, возможно, он опасается, что не найдет у родителей нужной поддержки или они сделают все еще хуже. Поэтому с самого начала разговора важно дать ребенку понять словами и поведением, что вы всегда на его стороне и без его ведома делать ничего не станете. Конечно, если у вас в семье прочные доверительные отношения, ребенок скорее поделится с вами подробностями конфликта. Объясните, что вы, как родитель, как сильный взрослый, берете часть ответственности за решение этой ситуации на себя. Для того чтобы ослабить его стрессовое тревожное состояние, продемонстрируйте ребенку спокойствие и уверенность.
Если это кибертравля, то следует собрать документальные доказательства: сделать скриншоты комментариев, постов, SMS, распечатки звонков и т. д. Если это касается физического буллинга, то есть телесных повреждений, необходимо обратиться в органы уголовного преследования, написать заявление, получить постановление о назначении экспертизы и с документом, удостоверяющим личность, направиться к судебно-медицинскому эксперту.
Любая травля трактуется в законодательстве как реальная угроза жизни, здоровью и благополучию граждан, а значит, со всеми собранными доказательствами вы можете обратиться в правоохранительные органы.
Несколько слов о кибербуллинге.Кибербуллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — «бык», с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.
Родителям необходимо ознакомить детей с основными правилами безопасного поведения в Интернете.
· Правила безопасного поведения в Интернете:
1. Подумай, прежде чем выслать «виртуальному другу» информацию о себе и свои личные фотографии. Ты не можешь знать, как будет использована эта информация и фотографии.
2. Фотографии, попав в «виртуальный мир», остаются там, навсегда. Их нельзя убрать или уничтожить. Даже если тыуберешь их со своего сайта, то они все равно останутся в«виртуальном пространстве». Размещая свои чересчуроткровенные фотографии, подумай о том, что их могутувидеть твои друзья, родители, знакомые.
3. Ты не знаешь, кем твой «виртуальный друг» может оказатьсяв обычной жизни. Если ты решишь встретиться с ним,сообщи об этом родителям или человеку из реальногомира, которого ты хорошо знаешь и которому доверяешь.Пригласи с собой на встречу друга или подругу из реальногомира.
4. Выбирай для встреч с «виртуальными друзьями» людныеместа и светлое время суток.
5. Если в киберпространстве ты получаешь письма илисообщения с угрозами или оскорблениями, расскажи обэтом родителям или человеку из реального мира, которомуты доверяешь.
6. Если тебя что-то смущает или пугает в «виртуальном мире»,расскажи об этом родителям или человеку из реальногомира, которому ты доверяешь.
7. Помни: то, о чем ты читаешь или что видишь в Интернете, невсегда является правдой.
8. Будь культурным пользователем Интернета. Каким будет«виртуальный мир» – во многом зависит от тебя.
ОШИБКИ В ОБЩЕНИИ С ПОДРОСТКОМ.
· Нарушать границы.Любите шарить по карманам в поисках сигарет? Проверяете переписку в социальных сетях? Скорее всего, ваш подросток давно в курсе этого и научился скрывать то, что считает нужным.
· Напоминать ему, что он еще ребёнок.Подросток – это что-то между ребёнком и взрослым. Но говоря подростку, «вот вырастешь и будешь решать», вы, по сути, разрешаете ему оставаться ребёнком, вне зоны ответственности за свои поступки!
· Наказывать неадекватно возрасту.Есть родители, которые запирают в комнате или прячут верхнюю одежду, лишь бы из дома не ушёл поздно. Это скорее про унижение, нежели чем про воспитание.
· Критиковать его внешность, пытаться «помочь» улучшить фигуру.Изменения во внешности подростка – это не из-за булочек и шоколада по вечерам, а из-за мощной̆ перестройкиорганизма. И хотя в любом другом возрасте объективная критика – это совсем не плохо, в подростковом она может стать бомбой̆ замедленного действия и формировать комплексы на многие годы.
· Критиковать его/еедрузей̆, увлечения.Подростки нуждаются в том, чтобы быть «среди своих». Критикуя друзей̆, критикуете самого подростка, его выбор. Настолько ли плоха компания, в которой̆ находится ваш сын/дочка, чтобы бить тревогу? Иногда да, но чаще всего ответ отрицательный̆.
· Загрузить «по полной», чтоб не оставалось времени на «всякие глупости».Время на «глупости» быть должно. Иначе ими будут заниматься взрослые дяди и тети, в которых подростки однажды превратятся Кроме того, из-за бурного роста и перестройки, чрезмерная нагрузка может быть просто опасна для здоровья вашего ребёнка!
· Запрещать.Вы имеете право запрещать, но в этом возрасте работает поговорка «запретный плод сладок». Лучше искать вместе альтернативу.
· Навязывать свой опыт.Очень хочется предостеречь и обезопасить своего ребенка – но ничто не заменит собственный опыт. Поделится опытом – да, навязывать – нет!
· Рисовать страшные картины будущего.«Будешь так жить, станешь таким же неудачником, как твой отец», «не будешь учиться, пойдешь в ПТУ»– не навязывайте подростку свои страхи, истории успеха окажут лучшее влияние, нежели чем мрачные «прогнозы».
· Возлагать чрезмерную ответственность.И всё же вы правы – подросток все еще ваш ребенок, за которого вы отвечаете. И есть границы, которые устанавливаете вы, как родитель. Не бойтесь их обозначать и озвучивать для своего подростка! Но следите, чтобы они были адекватными, только тогда все их смогут соблюдать.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми и подростками связана с тем, что насилие в отношении детей и подростков или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Последствия насилия могут носить долговременный характер, а его жертвы чаще страдают депрессией, испытывают тревогу, а также чаще совершают попыткисамоубийства.
Насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.
Стоить отметить, что обычно ребенок или подросток подвергается неодному виду насилия, а нескольким или даже всем сразу. Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно – оно накладывает отпечаток на всю дальнейшуюжизнь человека. Плохие отношения, непонимание между родителями и детьми часто порождают «цепочку»осложнений у современных детей и подростков, начиная от трудностей в школе и заканчивая личностнымипроблемами.Рассмотрим более подробно каждыйиз видов насилия.
1. Физическое насилие – все агрессивные формы поведения,представляющие собой физическое воздействие на человека,включая ограничение свободы передвижения. Это – избиение,толчки, царапины, плевки, шлепки, пощёчины, хватание, бросаниепредметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, нанесение ожогов и др.
2. Эмоционально-психологическое насилие выражаетсяв унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оновключает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей,чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы,шантаж, угрозы насилияпо отношению к себе, жертве; совершение насилия в отношении детей, родителей, домашних животных; повреждениеимущества; контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование,прерывание сна, процесса еды, и т. д.
3. Сексуальное насилие–сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда были предприняты следующие действия по отношению к ребенку или подростку: сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия;использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения подростка всексуальную активность;сексуальный контакт, при котором подросток не способен контролировать свои взаимоотношения со взрослыми всилу возрастных и физическихособенностей.
4. Пренебрежениеосновными нуждами ребенка (моральная жестокость) заключается в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих, удовлетворять основные нужды подростка, необходимые для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Субъекты насилия.Субъектами или внешними источниками насилия для детей и подростков является достаточно широкий перечень лиц. По материалам исследований белорусских и российских ученых насилие по отношению к ребёнку может исходить от следующих категорий людей:
· родителей (мать, отец, отчим, мачеха) или иных законных представителей (попечитель, опекун);
· близких родственников (бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра);
· сверстников или старших детей, знакомых и незнакомых ребёнку;
· посторонних, наделенных властными полномочиями (врачи, средний медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов и центров по оказании социальной помощи и поддержки и др.);
· иных посторонних – знакомых (соседи, друзья родителей) и незнакомых взрослых.
Последствия насилия.Ближайшие и отдалённые последствия перенесённого насилия. Как утверждают ученые, испытанная ребёнком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью подростка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдалённые последствия жестокого обращения. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях подросток бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.
Главными последствиями насилия являются:
- низкая самооценка;
- повышенная тревожность;
- неспособность к доверительным отношениям с другимилюдьми, одиночество;
- частые депрессивные состояния;
- подозрительность и недоверие;
- импульсивность и поведенческие расстройства;
- мысли о самоубийстве;
- чувство вины, пессимизм, негативные установки;
- склонность к зависимости от окружающих;
- эмоциональные проблемы;
- асоциальное поведение;
- неадекватное сексуальное поведение;
- потеря интереса к школе и др.
Ещё одно серьёзное последствие психологическогонасилия – то, что ребёнок может стать жертвой других видов насилия, в частности, насилия в киберпространстве.Куда обращаться за помощью в ситуации насилия?
При необходимости можно обращаться за помощью в соответствующие государственные органы и организации, а также кспециалистам общественных объединений.На сегодняшний день в нашей стране создана достаточно масштабнаясистема защиты прав и свобод ребенка, в том числе, от насилия ижестокого обращения. На основании законодательных актов нашей страны такую деятельность ведут разные органыи учреждения: комиссии по делам несовершеннолетних, органыобразования, опеки и попечительства, социальной защиты,здравоохранения, внутренних дел.
Учреждения образования, помимо помощи в защитеправ, оказывают социально-педагогическую и психологическую помощь детям, пострадавшим в семье отжестокого обращения и пренебрежения основными жизненнымипотребностями.
Если ребёнок посещает дошкольные учреждения, можно обратиться к работающему там психологу, который поможет родителям наладить отношения со своим ребенком. Если же ребёнок ходит в школу, стоит посетить социально-педагогическую и психологическую службу учреждения общего среднегообразования.
Социально-педагогический центр, отдел (илиуправление) образования помогут в том случае, когда ребенокподвергается насилию со стороны педагогов или сверстников.
Номера телефонов для подростков и членов их семей,оказавшихся в ситуации насилия:
● телефон для экстренного вызова милиции: 102;
● телефон доверия МВД по вопросам домашнего насилия ижестокого обращения с детьми: 8-017-218-72-22;
● телефон линии круглосуточной экстреннойпсихологической помощи для детей и подростков: 8-017-246-03-03 и др.
Рекомендации родителям
1. Обсудите с подростком вопрос опомощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе сним.
6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его всекцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.
9. Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..».
13. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.
Несколько рекомендаций для установлениядоверительных отношений с ребенком.
• Приглашайте к себе домой друзей своего ребенка.Конечно, это хлопотно, о это стоит ваших усилий.В результате ваш ребенок будет доверять вам,и у него появится хорошая привычка: он будет знакомить вассо своими новыми друзьями.
• Старайтесь быть дома к тому моменту, когда ребенокдолжен вернуться домой.
• Выражайте радость по поводу прихода ребенка домой. Обнимайте ребенка.
• Просите ребенка писать вам письма с рассказомо своих чувствах и переживаниях. И сами пишитетакие письма ему.
• Оставляйте ребенку специальные записочки с поручениями и похвалами.
Чтобы понять, проявляете ли вы насилие в отношении
своего ребенка, необходимо сделать следующее:
• Прочитать определения видов насилия и ознакомиться с перечнем его последствий.
• Вспомнить, кто и когда применял к вам хотя бы одиниз перечисленных видов насилия. Это нужно дляпонимания того, не действуете ли вы по усвоеннойв детстве схеме, которая руководит вашим поведением и сегодня.
• Подумать, какой из видов насилия вы применяли илиприменяете в настоящее время. Зачастую признатьсвое поведение недостойным трудно, но это первыйшаг к изменениям.
• Осознать, можете ли вы самостоятельно прекратитьнасильственные действия. В настоящее время естьмного возможностей получить квалифицированную помощь (на бесплатной или на платной основе)в центрах, где работают психологи.
Насилие в школе.Каковы последствия того, что подростка постояннообижают сверстники?
У подростка может возникнуть депрессия, могут появиться страхи. У него снижается самооценка, постепенно закрепляется «образ неудачника», появляютсямысли о том, что с ним что-то не так. Такой ребенокстарается не проявлять активности. Часто он боитсярассказать родителям о том, что с ним происходит вшколе.
Как понять, что ребенок стал жертвой насилияв школе?
При существовании доверительных отношений ребенок сам расскажет родителям, что его обижаютсверстники. Если он почему-либо скрывает свои проблемы, о них можно догадаться по некоторым косвенным признакам.Так, родителей должно насторожить, если ребенок:
• постоянно находится в подавленном настроении;
• регулярно не хочет идти в школу, ссылаясь на состояние здоровья или другие причины;
• его вещи часто разорваны, испачканы или потеряны;
• в разговорах о школе он не упоминает об одноклассниках;
• он не знает, к кому обратиться, чтобы узнать домашнее задание.
Буллинг– это деяние (действие или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемые в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица или таким лицом относительно других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего.
Что делать родителям, чтобы снизить вероятность буллинга?
Помогайте ребенку укреплять имеющиеся связи с его товарищами и заводить новых друзей: приглашайте знакомых и одноклассников на дни рождения и вечеринки, придумывайте конкурсы и соревнования. Поддерживайте ребенка в поиске общих с друзьями полезных интересов, кружков, спортивных секций. Научите подростка правилам уверенного поведения и эффективной коммуникации. Важно научить ребенка не передавать никому своих персональных данных и не делиться с незнакомцами личной информацией, не выставлять напоказ свои видео и фотографии, которые предназначены для личного просмотра. Создавайте атмосферу доверия, поддержки и открытости в семье, будьте внимательны к своему сыну или дочери.
Что делать, если ребенок все же стал жертвой буллинга.
Прежде всего, когда вы поняли ситуацию по косвенным признакам, задайте подростку прямой вопрос. Даже если ваш ребенок не идет на контакт, отмалчивается или придумывает нелепые объяснения, вам важно поговорить с ним о происходящем. Скорее всего, он молчит, так как боится прослыть предателем или ему стыдно, что он слабый или глупый и не может разобраться с обидчиком. Кроме того, возможно, он опасается, что не найдет у родителей нужной поддержки или они сделают все еще хуже. Поэтому с самого начала разговора важно дать ребенку понять словами и поведением, что вы всегда на его стороне и без его ведома делать ничего не станете. Конечно, если у вас в семье прочные доверительные отношения, ребенок скорее поделится с вами подробностями конфликта. Объясните, что вы, как родитель, как сильный взрослый, берете часть ответственности за решение этой ситуации на себя. Для того чтобы ослабить его стрессовое тревожное состояние, продемонстрируйте ребенку спокойствие и уверенность.
Если это кибертравля, то следует собрать документальные доказательства: сделать скриншоты комментариев, постов, SMS, распечатки звонков и т. д. Если это касается физического буллинга, то есть телесных повреждений, необходимо обратиться в органы уголовного преследования, написать заявление, получить постановление о назначении экспертизы и с документом, удостоверяющим личность, направиться к судебно-медицинскому эксперту.
Любая травля трактуется в законодательстве как реальная угроза жизни, здоровью и благополучию граждан, а значит, со всеми собранными доказательствами вы можете обратиться в правоохранительные органы.
Несколько слов о кибербуллинге.Кибербуллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — «бык», с родственными значениями: агрессивно нападать, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.
Родителям необходимо ознакомить детей с основными правилами безопасного поведения в Интернете.
· Правила безопасного поведения в Интернете:
1. Подумай, прежде чем выслать «виртуальному другу» информацию о себе и свои личные фотографии. Ты не можешь знать, как будет использована эта информация и фотографии.
2. Фотографии, попав в «виртуальный мир», остаются там, навсегда. Их нельзя убрать или уничтожить. Даже если тыуберешь их со своего сайта, то они все равно останутся в«виртуальном пространстве». Размещая свои чересчуроткровенные фотографии, подумай о том, что их могутувидеть твои друзья, родители, знакомые.
3. Ты не знаешь, кем твой «виртуальный друг» может оказатьсяв обычной жизни. Если ты решишь встретиться с ним,сообщи об этом родителям или человеку из реальногомира, которого ты хорошо знаешь и которому доверяешь.Пригласи с собой на встречу друга или подругу из реальногомира.
4. Выбирай для встреч с «виртуальными друзьями» людныеместа и светлое время суток.
5. Если в киберпространстве ты получаешь письма илисообщения с угрозами или оскорблениями, расскажи обэтом родителям или человеку из реального мира, которомуты доверяешь.
6. Если тебя что-то смущает или пугает в «виртуальном мире»,расскажи об этом родителям или человеку из реальногомира, которому ты доверяешь.
7. Помни: то, о чем ты читаешь или что видишь в Интернете, невсегда является правдой.
8. Будь культурным пользователем Интернета. Каким будет«виртуальный мир» – во многом зависит от тебя.
ОШИБКИ В ОБЩЕНИИ С ПОДРОСТКОМ.
· Нарушать границы.Любите шарить по карманам в поисках сигарет? Проверяете переписку в социальных сетях? Скорее всего, ваш подросток давно в курсе этого и научился скрывать то, что считает нужным.
· Напоминать ему, что он еще ребёнок.Подросток – это что-то между ребёнком и взрослым. Но говоря подростку, «вот вырастешь и будешь решать», вы, по сути, разрешаете ему оставаться ребёнком, вне зоны ответственности за свои поступки!
· Наказывать неадекватно возрасту.Есть родители, которые запирают в комнате или прячут верхнюю одежду, лишь бы из дома не ушёл поздно. Это скорее про унижение, нежели чем про воспитание.
· Критиковать его внешность, пытаться «помочь» улучшить фигуру.Изменения во внешности подростка – это не из-за булочек и шоколада по вечерам, а из-за мощной̆ перестройкиорганизма. И хотя в любом другом возрасте объективная критика – это совсем не плохо, в подростковом она может стать бомбой̆ замедленного действия и формировать комплексы на многие годы.
· Критиковать его/еедрузей̆, увлечения.Подростки нуждаются в том, чтобы быть «среди своих». Критикуя друзей̆, критикуете самого подростка, его выбор. Настолько ли плоха компания, в которой̆ находится ваш сын/дочка, чтобы бить тревогу? Иногда да, но чаще всего ответ отрицательный̆.
· Загрузить «по полной», чтоб не оставалось времени на «всякие глупости».Время на «глупости» быть должно. Иначе ими будут заниматься взрослые дяди и тети, в которых подростки однажды превратятся Кроме того, из-за бурного роста и перестройки, чрезмерная нагрузка может быть просто опасна для здоровья вашего ребёнка!
· Запрещать.Вы имеете право запрещать, но в этом возрасте работает поговорка «запретный плод сладок». Лучше искать вместе альтернативу.
· Навязывать свой опыт.Очень хочется предостеречь и обезопасить своего ребенка – но ничто не заменит собственный опыт. Поделится опытом – да, навязывать – нет!
· Рисовать страшные картины будущего.«Будешь так жить, станешь таким же неудачником, как твой отец», «не будешь учиться, пойдешь в ПТУ»– не навязывайте подростку свои страхи, истории успеха окажут лучшее влияние, нежели чем мрачные «прогнозы».
· Возлагать чрезмерную ответственность.И всё же вы правы – подросток все еще ваш ребенок, за которого вы отвечаете. И есть границы, которые устанавливаете вы, как родитель. Не бойтесь их обозначать и озвучивать для своего подростка! Но следите, чтобы они были адекватными, только тогда все их смогут соблюдать.