
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию

25.04.2025 в ГУО "Копаткевичская средняя школа" в рамках проекта "Родительский университет" в 9-х классах прошло классное родительское собрание по теме "Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию".
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии -важный и ответственный шаг в жизни каждогочеловекат.к. часто определяет в дальнейшем весь жизненный путьчеловека. Поэтому оченьважно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…
Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора:Я- хочу, Я-могу, Я-надо.
• «Хочу»-этожелания,интересы,склонностиличности.
• «Могу»- это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
• «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
«Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».
Профильнаяипрофессиональнаяориентацияподросткавключаетвсебя:
• ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);
• осознаниетого,чтоинтересноемуичтоонможешьделать;
• ориентациюнарынкетруда,т.е.втом,какиепрофессиинужнысегодня региону и стране в целом;
• ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.
Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.
Кто-то считает,что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто- то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны:есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том,чтобы осушать,уничтожать болота.Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.
Главное для родителей -отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение,такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытатьсяпонять,с чемэто связанно.Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
Сознательный выбор профессии(специальности) основывается на:
• знаниях о мире профессий;
• знаниях о выбираемой конкретной профессии;
• изучении своих интересов;
• изучении своих способностей;
• знании своих сильных и слабых качеств;
• состоянии своего здоровья;
• учёте материальных условий семьи;
• учёте ситуации на рынке труда.
Необходимо:
• Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
• социальный заказ,положение на рынке труда;
• уровень материального обеспечения семьи;
• возможности получения помощи в обучении;
• условия оплаты труда в данной сфере;
• местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
• Выбрать ту профессиюи специальность,которуюхочет ребенок(«Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
• Учесть возможности ребенка(«Я-могу»):
• интересы,склонности;
• успехи в учёбе и потенциальные способности;
• свои сильные и слабые стороны;
• состояние здоровья.
При выборе будущей профессии нужно:
• Учестькакиепрофессиииспециальностинужныврегионе,гдевыживете.
• Учесть особенности ребенка (интересы,склонности,способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.
• Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
• Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
• Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве. Ошибки при выборе профессии:
• увлечение внешней или частной стороной профессии;
• незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
• неумение разбираться в своих способностях
Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком:Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать ипоступатьпо-своему.Осознайтеценностьвыборавашегоребенка(длясебяи для общества), помогите ему:
• Изучитьпрофессиюивсё,чтосней связано.
Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений:
- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, ноисоциальную среду, образ жизни. Предложите ребенкуподумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.
- Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).
- Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.
- Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.
- Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьникусамостоятельно поразмышлять(и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
• Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность,престижность,зарплатаидр.).Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет- сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).
• Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
• Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составитьконкретный план, обсудив,сколько времениу него есть и что необходимо успеть.
• Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.
- Принцип «От слов - к делу!»Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнениювзрослых,особеннородителей.Гораздоважнеенепосредственныйопыт.
- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
- В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз – и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
• Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найтив случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.Обсуждайте альтернативы!Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».
• Осознать трудности (внешние и внутренние)на пути к намеченным целям.
• Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезныесомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.
Советы для учащихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
1. Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
2. Дайтесвоемуребенкуправовыборабудущейпрофессии.
3. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
4. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
5. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
6. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
7. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
8. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание,чтобы его мечта сбылась.
9. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это.Ошибку можно исправить.
10. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
11. Помните,что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!