rube

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию

photo 2025 04 25 19 37 33

25.04.2025 в ГУО "Копаткевичская средняя школа" в рамках проекта "Родительский университет" в 9-х классах  прошло классное родительское собрание по теме "Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию". 

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии -важный и ответственный шаг в жизни каждогочеловекат.к. часто определяет в дальнейшем весь жизненный путьчеловека. Поэтому оченьважно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора:Я- хочу, Я-могу, Я-надо.

    «Хочу»-этожелания,интересы,склонностиличности.

  «Могу»- это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

    «Надо» -   это   потребности   рынка   труда,   обязанности   человека   перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

«Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Профильнаяипрофессиональнаяориентацияподросткавключаетвсебя:

         ориентацию  в   мире  профессий  (какие   профессии  существуют?   И   чем занимается человек определенной профессии?);

    осознаниетого,чтоинтересноемуичтоонможешьделать;

       ориентациюнарынкетруда,т.е.втом,какиепрофессиинужнысегодня региону и стране в целом;

     ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.

Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.

Кто-то считает,что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто- то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны:есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том,чтобы осушать,уничтожать болота.Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.

Главное для родителей -отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение,такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытатьсяпонять,с чемэто связанно.Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.


Сознательный выбор профессии(специальности) основывается на:

    знаниях о мире профессий;

    знаниях о выбираемой конкретной профессии;

    изучении своих интересов;

    изучении своих способностей;

    знании своих сильных и слабых качеств;

    состоянии своего здоровья;

     учёте материальных условий семьи;

     учёте ситуации на рынке труда.

Необходимо:

    Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

    социальный заказ,положение на рынке труда;

     уровень материального обеспечения семьи;

    возможности получения помощи в обучении;

     условия оплаты труда в данной сфере;

              местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

    Выбрать ту профессиюи специальность,которуюхочет ребенок(«Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

    Учесть возможности ребенка(«Я-могу»):

    интересы,склонности;

     успехи в учёбе и потенциальные способности;

    свои сильные и слабые стороны;

    состояние здоровья.

При выборе будущей профессии нужно:

    Учестькакиепрофессиииспециальностинужныврегионе,гдевыживете.

   Учесть особенности ребенка (интересы,склонности,способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.

      Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.

    Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.


           Выбрав   будущую   профессию,   одобрять   настойчивость   в    реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве. Ошибки при выборе профессии:

     увлечение внешней или частной стороной профессии;

    незнание мира профессий, выбор «за компанию»;

    неумение разбираться в своих способностях

Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком:Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать ипоступатьпо-своему.Осознайтеценностьвыборавашегоребенка(длясебяи для общества), помогите ему:

    Изучитьпрофессиюивсё,чтосней связано.

Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений:

-   Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, ноисоциальную среду, образ жизни. Предложите ребенкуподумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа.

-       Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).

-   Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

-        Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.

-    Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьникусамостоятельно поразмышлять(и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

    Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность,престижность,зарплатаидр.).Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет- сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

    Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).

    Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составитьконкретный план, обсудив,сколько времениу него есть и что необходимо успеть.

    Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.


-    Принцип «От слов - к делу!»Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнениювзрослых,особеннородителей.Гораздоважнеенепосредственныйопыт.

-   Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

-     В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз – и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

         Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найтив случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.Обсуждайте альтернативы!Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

    Осознать трудности (внешние и внутренние)на пути к намеченным целям.

    Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.

Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезныесомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.



Советы для учащихся и их родителей по выбору профессии


Уважаемые папы и мамы!

1.          Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

2.           Дайтесвоемуребенкуправовыборабудущейпрофессии.

3.          Обсуждайте  вместе   с   ним   возможные  «за»  и   «против»  выбранной  им профессии.

4.          Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

5.          Учитывайте   в   выборе  будущей  профессии   личностные  качества   своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

6.          Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

7.          Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

8.          Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание,чтобы его мечта сбылась.

9.          Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это.Ошибку можно исправить.

10.      Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

11.     Помните,что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Система Orphus