rube

Первая любовь в жизни вашего ребёнка"

photo 2024 11 30 13 49 09

    28.11.2024г. в ГУО "Копаткеичская средняя школа" в рамках проекта "Родительский университет" прошло собрание для родителей 10 класса по теме "Первая любовь в жизни вашего ребёнка", где были обсуждены вопросы:
*Особенности юношеской любви. *Культура поведения влюбленных.
*Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку.

.
Цель:
формировать представления об особенностях юношеской любви
Задачи:
ознакомить с особенностями юношеской любви;
обучение анализу чувств и переживание;
повысить родительскую компетентность.

Ход мероприятия

Юношеский возраст – это период дружбы, возникновения интереса к противоположенному полу, влюблённости и любви. Специфика любви в юности определяется ее романтическим характером. В раннем возрасте появляется ожидание любви, неосознаваемая готовность к переживанию влюбленности, желание испытать незнакомое романтическое чувство, появляется активное эмоциональное отношение к вопросам общения юношей и девушек.

Первая любовь – особое чувство. Оно переживается как всеобъемлющее и бесконечное, не имеющее границ. В юношеской первой любви часто много фантазии, идеализации. В образе любимого сочетаются качества реального человека и воображаемого, обладающего набором желательных качеств. Эмоциональное содержание юношеской любви носит сложный, двойственный характер: превознесение чувства сменяется отказом от него, поэтому эти новые, яркие переживания одновременно драматичны и романтичны. Юношеская любовь выражает желание эмоционального контакта, понимания, душевной близости, стремление к общению с предметом любви и одновременно склонность к избеганию, уединению. Как правило, юношеская любовь непродолжительная и формируется по механизму запечатления («любовь с первого взгляда»).

Особенности юношеской любви является то, что она обычно не связана с желанием создать семью. В ней, скорее, выражено стремление к самоутверждению, стремление любить и быть любимым. Радость от первой любви часто приводит к потребности изменить себя в лучшую сторону, заняться самосовершенствованием.

Чувства к противоположенному полу могут проходить несколько ступеней: вначале возникают интересы, симпатии, которые могут перерасти во влюбленности. Именно чувство влюбленности многие молодые люди принимают за любовь.

Часто случается, что трудно увидеть разницу между такими чувствами, как любовь и влюбленность. Обычно огонь влюбленности вспыхивает быстро и неожиданно. Это яркое и сильное чувство, заставляющее чаще биться сердце, подчиняющее себе все мысли и поступки. Кажется, что возлюбленные – самый добрый, самый лучший и вообще не имеет никаких недостатков. Такая идеализация – существенный признак влюбленности. Но вот проходит некоторое время, и у влюбленных как бы открываются глаза. Они начинают замечать друг в друге то, чего не замечали раньше: какие-то негативные черты характера или неприятные особенности поведения. И тогда либо влюбленность перерастает в любовь, либо происходит разочарование: «Это чужой, не мой человек». Каждый разочарованный, наверное, задавал себе вопрос: «Как я мог так ошибаться? Гдето волшебное опьянение человека, которое я испытывал вчера или только два дня назад?». Действительно, очень часто бывает, что влюбленность, неожиданно вспыхнув, так же неожиданно и в один момент угасает. Важно научиться понимать, где в таких случаях влюбленность, а где настоящая любовь.

Влюбленность чаще всего в основе своей имеет навязчивую идею обожания, которая также подразумевает желание постоянной близости партнера, в то время как любовь такой цели не имеет и предполагает автономию человека, строиться на уважении и понимании. Более того, любовь не возникает «с первого взгляда», что не всегда можно сказать о влюбленности. Часто случается так, что влюбляются во внешность, любят же всего человека, полностью, принимая и его достоинства, и недостатки. Немаловажен тот факт, что влюбленность зачастую имеет кратковременный эффект и проходит довольно-таки быстро. В свою очередь «любовь-страсть» со временем может трансформироваться в «любовь-уважение». Часто в своей основе влюбленность имеет ситуационный (привлекла манера общения, внешний образ человека) и гормональный фактор.

Многие молодые люди не задумываются над разницей в данных понятиях, что нередко приводит к возникновению недопонимания и конфликтов между влюбленными. [1, с. 59-61].

Культура поведения влюбленных

В юности начинается формирование характерного для личности стиля поведения в ситуациях общения с противоположным полом. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни парня или девушки, вызывающее «бурю» эмоций, переживаний. Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его.

Мечта о любви в этом возрасте выражается, первым делом, потребностью в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости.

Главным приобретением юности считается открытие своего внутреннего мира, осознание своей неповторимости. Вместе с тем, в этом возрасте часто возникает чувство одиночества, отсюда – рост потребности в общении. Интимно-личностное общение занимает в жизни молодых людей существенное место – лишь на основе откровенностей и доверия выстраивается юношеское общение. Поэтому желание дружбы и любви в этом возрасте высоко.

Любовные переживания и связанные с ними поведение обладают известной половой спецификой, причем различия не всегда соответствуют традиционным представлениям о психологических особенностях юношей и девушек. Вопреки сложившимся стереотипам, юноши, в целом, характеризуются большим уровнем романтизма, чем девушки, легче и быстрее влюбляются, в большей степени разделяют романтические представления о любви. У девушек любовь проходит быстрее, чем у юношей, они чаще выступают инициаторами разрыва и легче его переживают. В то же время, в период установившихся любовных отношений девушки склонны к большему раскрытию своих чувств, которые носят романтический характер и склонны выше оценивать своего партнера, чем он их оценивает. Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я» - концепцию самого молодого человека.

Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием высокого личностного развития. Любовь – страсть эмоциональная, волнующая. Э.Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым».

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат эталоном выбора и критерием его оценки. У юношей и девушек этот образ расплывчив и содержит множество нереалистичных деталей.

Для девушек любовь определяет не только отношение к настоящему, но также влияет на оценку собственного Я, своей успешности и оценки своего будущего. Для юношей в отношениях любви наиболее важна роль женщины, и чем более значима женщина в жизни мужчины, тем более значимыми будут отношения любви.

У девушек взаимосвязь понятий «любовь» и «неудача» является положительной, тогда как у юношей – отрицательной. Это указывает на то, что неудачи в отношениях любви только усиливают их значимость для девушек и, чем более сильными являются негативные переживания в романтических отношениях, тем больше влияния они оказывают на девушек. У юношей же наоборот обратная взаимосвязь – значимость любовных отношений усиливается с уменьшением интенсивности негативных переживаний, связанных с ними.

Любовь обладает большой побудительной силой и выступает основой развития межличностных отношений с противоположным полом. Переживание романтической любви в юности выступает важным фактором личностного развития и положительно влияет на процесс личностного самоопределения.

Памятка для родителей
«Как помочь, а не навредить взрослеющему ребенку»
Осторожно! Токсичное родительское поведение:
  • «Об учёбе думать надо, а не о глупостях» (чувствах, девочках-мальчиках).
  • «Это всё ненадолго!». «Таких Оль у тебя ещё много будет!».
Представьте, что эти слова слышите вы, только вы — влюблённый ребёнок.

Формируется картина мира, где любить — разлюбить просто, обыденно, привычно. Но ведь каждый из нас знает не одну историю любви, продлившуюся всю жизнь. И кто сказал, что в сердце вашего ребёнка не зарождается сейчас та самая настоящая любовь?

  • «Главное, детей не заведите раньше времени!».
Говорить так пошло, более того, у вашего влюблённого, может, и мыслей о близости пока нет.

  • «Приведи и познакомь!».
Пусть лучше эта инициатива исходит от вашего ребёнка. А пока можно расспросить об избраннике (избраннице). Подойдут вопросы о том, чем интересуется, есть ли друзья, какие качества в ней (нём) особенно ценны. Если всё-таки посчастливилось и знакомство состоялось, не стоит навязывать своё присутствие. Дружелюбие, приветливость, спокойствие способствуют любой коммуникации. Предлагать чай каждые 15 минут, заходя в комнату, где находятся подростки, точно не стоит.

  • Не играйте в детектива!
Ежедневный просмотр вещей, проверка телефона, компьютера, всевозможные запреты — не стоит превращать семью в колонию строгого режима. Уважайте вашего ребёнка.

  • Не делитесь новостью «а наш-то влюбился!» с родственниками, друзьями, учителями.
Это сокровенное, тайна. Для чего в неё посвящать посторонних?

  • Категорически нельзя пытаться поссорить влюблённых подростков, запретить встречаться.
Такое родительское поведение нанесёт вред вашим отношениям с ребёнком, лишит их доверия, искренности, открытости и сердечности. По этой же причине не стоит иронизировать над чувствами ребёнка, высмеивать их проявление. Помните: чувства ребёнка важнее вашего мнения о них и его избраннице!

Ваше участие в отношениях возможно, если ребёнок попросит совета или общение с избранником явно будут представлять угрозу жизни и здоровью ребёнка (например, криминал, секта и так далее).
























Правило 1. Примите тот факт, что ребёнок взрослеет

В глазах некоторых мам и пап даже пятнадцатилетние подростки — ещё дети. Но как бы остро мы ни переживали взросление ребёнка, ему во времяпубертата гораздо сложнее. В организме и психике подростков творятся «странные вещи» — им нужна поддержка.

По мере взросления модель взаимодействия с ребёнком должна меняться. Постарайтесь давать подростку больше личного пространства и выстраивать доверительные отношения. 

Чтобы в 20:00 был(а) дома без отговорок!
        
Давай заранее договоримся, во сколько ты вернёшься?

 Когда в жизни вашего ребёнка случается первая любовь, попробуйте сфокусироваться не на настоящем, а на будущем. 

Правило 2. Объясните подростку, что с ним происходит  

Примерно в 12 лет ребёнок вступает в стадию полового созревания — пубертата. В это время в организме человека происходит резкий скачок уровня гормонов: у мальчиков начинают преобладать андрогены, а у девочек — эстрогены. 

Постарайтесь объяснить ребёнку, что изменения в эндокринной системе неизбежно отражаются на внешности и поведении человека. И если предмет воздыханий вот уже 20 минут как не отвечает на сообщения, возможно, это не игнор, а просто очередной всплеск гормонов. 

 «Главное правило любого разговора на интимные темы — чем проще и честнее, тем лучше. Называйте вещи своими именами. Если юлить и прятаться за эвфемизмами, вы не заработаете уважения в глазах ребёнка».

Маленькая(кий) ещё о мальчиках (девочках) думать!
        
Расскажи, что тебя волнует, я постараюсь объяснить, почему так произошло.



Правило 3. Не будьте третьим лишним

Частые ошибки родителей в период подростковой влюблённости — вмешиваться во взаимоотношения молодой пары или запрещать общение. По словам Елены Петрусенко, высказывать недовольство, давать оценку и устанавливать запреты — ложный путь.  

«Запретив общение, вы отрежете себя от ребёнка и не узнаете никаких подробностей о его первой любви. А общение молодых людей непременно продолжится. Лучше постарайтесь понять, что в этом человеке нравится вашему ребёнку».

                                                                                     

Не стоит требовать от подростка мельчайших подробностей его лавстори, даже если у вас доверительные отношения и вы сгораете от любопытства. А также постарайтесь воздерживаться от того, чтобы давать советы, если об этом не просили.

А с кем это ты гуляешь? Я вас видела у школы, он(а) мне не нравится! 
        
Если захочешь поговорить о своём друге (подруге) или привести его к нам, мы с папой будем рады. 



Правило 4. Делитесь своим опытом, но не чересчур откровенно

Если ребёнку интересно, расскажите о своей первой детской любви. Подростку проще довериться родителям, если он понимает, что мама с папой когда-то переживали такие же чувства, как он сейчас. Главное — не перегнуть палку.  

У тебя таких ещё миллион будет! Знал(а) бы ты, сколько у меня было девушек (парней) до твоей мамы (твоего папы).
        
Мы с мамой познакомились в лагере на Чёрном море. Я танцевал с ней на дискотеке и дарил цветы. 

 Посмотрите вместе фильм или посоветуйте ребёнку книгу, из которых он сможет почерпнуть представление о взаимоотношениях мужчин и женщин и понять, что первая любовь не всегда бывает вечной, и это нормально. 



Правило 5. Не стесняйтесь проявлять свои чувства

Общение родителей — эталонная модель отношений для ребёнка. Если в семье при обсуждении романтических вещей возникает неловкость или отчуждённость, подросток может начать стесняться своей влюблённости. И наоборот: чем больше мама с папой демонстрируют привязанность друг к другу, тем легче подростку проявлять симпатию.

«Объятия — важная часть эмоционального здоровья человека. Обниматься важно всем! Не забывайте, что нужно обнимать и гладить по голове даже подросших детей. Каждому приятно ощущать себя рождённым и растущим в любви».                                                                      

Однако от некоторых граней родительских отношений психику ребёнка лучше защитить. Например, не шутить при детях о сексе, даже если вы полагаете, что они не поймут. 



Правило 6. Будьте всегда готовы протянуть руку помощи

Подростковая любовь непредсказуема. В любой момент что-то может пойти наперекосяк — сегодня молодые люди любят друг друга, а завтра удаляют друг друга из соцсетей и не здороваются в школе.

Будьте готовы всегда поддержать ребёнка. Воздерживайтесь от едких комментариев, обнимайте и разрешайте ребёнку прожить эмоции.
      
Я же говорила, что он (а) тебе не пара! Нечего ныть теперь!
      
Такое случается. Понимаю, что тебе сейчас грустно. Если хочешь, давай поговорим о случившемся. Иди ко мне, я тебя обниму. 

 Если подросток даже при поддержке родителей не может справиться с чувствами и больше месяца ходит угрюмый, обязательно обратитесь к психологу. В нашей школе ученикам и родителям в течение всего учебного года доступны индивидуальные консультации с Еленой Петрусенко.





Система Orphus