Профсоюзная организация
УРОК 1
Правописание падежных окончаний
существительных 3-го склонения.
Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.
Фамилия, имя ______________________, дата ____________
Опорное слово-помощник для существительных 3 склонения – СТЕПЬ
Рассуждай так
Машина ехала по площад..
Площадь – имя существительное женского рода без окончания, 3-го склонения. Используем слово-помощник СТЕПЬ: ехала по степи (окончание и). Значит: ехала по площади тоже окончание и.
1. Подчеркни имена существительные 3 склонения
Изгородь, прорубь, офицер, нож, полка, армия, печь, ключ, чиж, мышь, окно, дедушка, река, дичь, столица, глушь, оттепель, облако, мебель.
2. Определи, нужен ли в словах мягкий знак. Если нет – зачеркни его. Подчеркни имена существительные 3 склонения
Пляж(ь), мыш(ь), тиш(ь), глуш(ь), лаваш(ь), сторож(ь), помощ(ь), трубач(ь), ткач(ь), молодёж(ь), марш(ь), стриж(ь), брош(ь), луч(ь), камыш(ь), ноч(ь).
Вставьте пропущенные слова
Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных ________________ рода ______ склонения.
3. Поставь имена существительные в форму родительного падежа. Выдели окончания
Степь ________________,
лошадь _______________,
радость _________________,
кровать ____________________,
жизнь _____________________,
сирень _____________________,
ночь ________________,
вещь ________________.
Вывод:
Имена существительные 3 склонения в родительном падеже имеют окончание ___________.
4. Замени существительное ёлка существительным 3 склонения ель. Определите падеж имени существительного ель.
В лесу на поляне растёт ёлка _____________. На ёлке _________ висят шишки. Часто на ёлку ______________ забирается белочка. Нередко к ёлке ___________ прилетает дятел. Под ёлкой _______ прячется пугливый зайчик.
5. Запиши ответы на вопросы, используя слова в скобках
Где спит ребёнок (кровать)?
________________________________________________________
В чём пишут дети (тетрадь)?
_______________________________________________________
Как называется куст с лиловыми цветами (сирень)?
Словарная работа |
Стихотворение «Зима» |
Склонение по падежам |
Упр.102 |
Работа в группе |
Тест |
Итог |
Тема урока: Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.
Цель:наблюдение за написанием падежных окончаний имен существительных 1-го склонения, знакомство с навыком грамотного писания безударного окончания с помощью подстановки проверочного слова – имени существительного с ударным окончанием этого же склонения.
Задачи:
- выработать навык верного написания падежных окончаний имён существительных 3-го склонения (путём подбора слова-помощника), закрепить алгоритм определения этих окончаний;
- повторить ранее изученные орфограммы и способы их проверки;
- развивать речь;
- воспитывать творческий подход к решению практических задач
Ход урока
I.Организационный момент.
- Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи.
-Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.
- Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, ручки взяли.
Все красиво написали.
Запись даты.
- Сегодня на уроке мы с вами совершим заочное путешествие по улицам нашего посёлка
II. Проверка домашнего задания, упр.99
- Что нужно было сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы)
- Объясните написание пропущенных букв.
- Назовите правило, которое вы использовали.
ІІI. Чистописание
- Первой мы посетим улицу Школьная, на которой находится школа-интернат, КБО, школа-искусств, детская библиотека.
-- Какую букву мы будем прописывать? Почему ж, а не ш?
Жж жжж жи же жа жм уж жь
Морж(ь), молодёж(ь), гараж(ь), этаж(ь)
- Какое слово лишнее? Почему?
- Какое правописание повторили в этих словах?
Девиз молодёж..: «Мы за здоровый образ жизн..!»
- Как вы думаете какое правило нам сегодня нужно узнать на уроке, чтобы грамотно написать это предложение?
Словарная работа (Работа в парах)
- Словарную работу мы проведём в библиотеке. Почему? (Найти словарь можно в библиотеке) На какой улице находится библиотека? (Школьная)
Зд..ровый трансп..рт
х..роший а…етит
б..л..русский пуг..вица
зол..тая ас..альт
новый к..мп..ютер
- Прочитайте слова первого столбика. Что объединяет эти слова? (имена прилагательные)
- Что объединяет слова второго столбика? (имена существительные)
IV. Постановка целей и задач урока
Чтение задач «Будем учиться …» на с. 60 учебного пособия.
- Что мы делали, чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных 1 и 2 склонения?
- Как вы думаете, существует ли такое слово для имён существительных 3-го склонения?
- Сформулируйте тему урока. Чему будем учиться?
V. Орфографическая разминка (Взаимопроверка)
Д..р..вья з..мою
Пр..низаны ветр..м
И стуж..й самою.
И старые сосны,
И острые ели
Встают, как солдаты
Навстречу м..тел..
- О какой поре года говорится в стихотворении? Какие улицы в нашем посёлке носят названия пор года? (Осенняя и весенняя) Это новые улицы, которые были построены по программе «Развитие агрогородков Беларуси». Почему в названиях этих улиц по две буквы «н»?
- Найти слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. Почему? Определить падеж имён существительных. Используя опорные слова, вставить пропущенные буквы в окончания имён существительных.
- Написание какого слова вызвало затруднение?
V. Работа над темой урока
1. Работа с учебником (с.60, упр. 100)
Чтение правила
- Попробуйте сформулировать последовательность своих действий по написанию безударных окончаний имён существительных 3-го склонения
ПАМЯТКА
Правописание падежных окончаний имён существительных
3-го склонения
1.Определяю склонение имени существительного
2. Подставляю слово-помощник
1-ое склонение: земля, стена
2-ое склонение: стол, конь
3-е склонение: степь
3. Пишу такое окончание, как у слова-помощника в данном падеже.
2. Физкультминутка.
-- Где вы занимаетесь танцами или учитесь танцевать? (В ГДК)
-- ГДК находится на улице Мелиоративной. На этой улице находится ПМК-67, больница.
Дети выполняют упражнения под музыку.
3. Игра «Угадайка»
- Где дети всё свободное время играют? (В детском саду) На какой улице находится детский сад, который вы посещали? (Октябрьская)
Загадка про лошадь
Очень любит сено есть,
И достоинств нам не счесть.
Очень уж добра, быстра,
И хозяину нужна.
Есть копыта, хвост и уши,
Про нее скорей послушай.
Жеребенка нам родит,
Отгадай же в этот миг.
Изменение слова степь и лошадь по падежам
Физкультминутка для глаз
- Почему мы должны заботиться о своих глазах? В каком учреждении заботятся о наших глазах? (В больнице) На какой улице находится больница?
4. Работа с учебником, упр. 102
- Прочитайте словосочетания. От чего зависит выбор окончаний имён прилагательных?
- Запишите словосочетания с именами существительными 3-го склонения.
VI. Обобщение и систематизация изученного
Работа в дифференцированных группах
- А сейчас мы вернёмся в школу и проверим наши знания. На какой улице находится наша школа? (Советская)
1 группа
Вставить пропущенные буквы в окончаниях используя слово помощник степь
У маленькой мыш…(степи), сделаноиз нефт…(степи),в глубокой древност… (степи), поступил из жалост… (степи), на куст сирен…(степи),в мебел...(степи),писалв тетрад…(степи), по област…(по степи), нет метел…( нет степи)
2 группа
Комплексный тренажёр, с. 44
- Найти словосочетания с именами существительными 3-го склонения, вставить пропущенные окончания, определить падеж.
Ступенька к мудрости (Д.п.)
Испугался мыши (Р.п.)
Колосья ржи (Р.п.)
Прыгал от радости (Р.п.)
Оставаться в тени (П.п.)
3 группа
Замени существительное ёлка существительным 3 склонения ель. Определите падеж имени существительного ель.
В лесу на поляне растёт ёлка _____________. На ёлке _________ висят шишки. Часто на ёлку ______________ забирается белочка. Нередко к ёлке ___________ прилетает дятел. Под ёлкой _______ прячется пугливый зайчик.
Придумайте своё предложение со словом ёлка.
4 группа
Запиши ответы на вопросы, используя слова в скобках
Где спит ребёнок (кровать)?
________________________________________________________
В чём пишут дети (тетрадь)?
_______________________________________________________
Как называется куст с лиловыми цветами (сирень)?
_______________________________________________________
VII. Подведение итогов урока.
- Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?
- Как определить склонение существительных в косвенной форме?
Обведите номера словосочетаний, где имена существительные имеют окончание –и.
1)шёл по доржк..
2)стоит на площад…
3)рисует в тетрад….;
4)гостит у дедушк...;
5)подошёл к печ..;
6)мечтал о сирен..
Ответы: 2, 3, 5,6
VIII. Информация о домашнем задании
С.62, упр.104
IX. Рефлексия
- Закончим наш урок на улице Интернациональной, где перед зданием поселковой администрации на площади стоит памятник землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ