Russian Belarusian English German

Профсоюзная организация

УРОК 1

1OZPop 9cgY                                         

                  Правописание падежных окончаний
              существительных
3-го склонения.









Правописание падежных окончаний существительных
3-го склонения.


Фамилия, имя ______________________, дата ____________


66666
                  Опорное слово-помощник для существительных 3 склонения – СТЕПЬ

Рассуждай так

Машина ехала по площад..

Площадь – имя существительное женского рода без окончания, 3-го склонения. Используем слово-помощник СТЕПЬ: ехала по степи (окончание и). Значит: ехала по площади тоже окончание и.

1. Подчеркни имена существительные 3 склонения

         Изгородь, прорубь, офицер, нож, полка, армия, печь, ключ, чиж, мышь, окно, дедушка, река, дичь, столица, глушь, оттепель, облако, мебель.

2. Определи, нужен ли в словах мягкий знак. Если нет – зачеркни его. Подчеркни имена существительные 3 склонения

Пляж(ь), мыш(ь), тиш(ь), глуш(ь), лаваш(ь), сторож(ь), помощ(ь), трубач(ь), ткач(ь), молодёж(ь), марш(ь), стриж(ь), брош(ь), луч(ь), камыш(ь), ноч(ь).

Вставьте пропущенные слова

Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных ________________ рода ______ склонения.

3. Поставь имена существительные в форму родительного падежа. Выдели окончания

Степь ________________,

лошадь _______________,

радость _________________,

кровать ____________________,

жизнь _____________________,

сирень _____________________,

ночь ________________,

вещь ________________.

Вывод:

Имена существительные 3 склонения в родительном падеже имеют окончание ___________.

4. Замени существительное ёлка существительным 3 склонения ель. Определите падеж имени существительного ель.

В лесу на поляне растёт ёлка _____________. На ёлке _________ висят шишки. Часто на ёлку ______________ забирается белочка. Нередко к ёлке ___________ прилетает дятел. Под ёлкой _______ прячется пугливый зайчик.

5. Запиши ответы на вопросы, используя слова в скобках

Где спит ребёнок (кровать)?

________________________________________________________

В чём пишут дети (тетрадь)?

_______________________________________________________

Как называется куст с лиловыми цветами (сирень)?

Словарная  

работа

Стихотворение

«Зима»

Склонение  

по падежам

Упр.102

Работа

в группе

Тест





Итог

             



                         Тема урока: Правописание падежных окончаний                     существительных   3-го склонения.

Цель:наблюдение за  написанием падежных окончаний имен существительных 1-го склонения, знакомство с навыком  грамотного писания  безударного окончания с помощью подстановки проверочного слова – имени существительного с ударным окончанием этого же склонения.

Задачи:

- выработать навык верного написания падежных окончаний имён существительных 3-го склонения (путём подбора слова-помощника), закрепить алгоритм определения этих окончаний;

- повторить ранее изученные орфограммы и способы их проверки;

- развивать речь;

- воспитывать творческий подход к решению практических задач

Ход урока

I.Организационный момент.

- Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи.

-Улыбнитесь друг другу. Покажите своей улыбкой, что вы готовы помочь и поддержать друг друга.

- Вы готовы окунуться в мир русского языка? Вы считаете что вам это нужно? Зачем? Тогда вперёд!

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, ручки взяли.

Все красиво написали.

Запись даты.

- Сегодня на уроке мы с вами совершим заочное путешествие по улицам нашего посёлка

II. Проверка домашнего задания, упр.99

- Что нужно было сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы)

- Объясните написание пропущенных букв.

- Назовите правило, которое вы использовали.

ІІI. Чистописание

- Первой мы посетим улицу Школьная, на которой находится школа-интернат, КБО, школа-искусств, детская библиотека.

-- Какую букву мы будем прописывать? Почему ж, а не ш?

Жж  жжж  жи же  жа  жм уж жь

Морж(ь), молодёж(ь), гараж(ь), этаж(ь)

        - Какое слово лишнее? Почему?

        - Какое правописание повторили в этих словах?

Девиз молодёж..: «Мы за здоровый образ жизн..!»

        - Как вы думаете какое правило нам сегодня нужно узнать на уроке, чтобы грамотно написать это предложение?

Словарная работа (Работа в парах)

        - Словарную работу мы проведём в библиотеке. Почему? (Найти словарь можно в библиотеке) На какой улице находится библиотека? (Школьная)

                            Зд..ровый                      трансп..рт

                            х..роший                       а…етит

         б..л..русский                    пуг..вица

         зол..тая                        ас..альт

         новый                            к..мп..ютер

   - Прочитайте слова первого столбика. Что объединяет эти слова? (имена прилагательные)

   -  Что объединяет слова второго столбика? (имена существительные)

IV. Постановка целей и задач урока

         Чтение задач «Будем учиться …» на с. 60 учебного пособия.

         - Что мы делали, чтобы правильно написать безударные окончания имён существительных 1 и 2 склонения?

         - Как вы думаете, существует ли такое слово для имён существительных 3-го склонения?

     - Сформулируйте тему урока. Чему будем учиться?

V. Орфографическая разминка (Взаимопроверка)

                            Д..р..вья з..мою

                            Пр..низаны ветр..м

                            И стуж..й самою.

                            И старые сосны,

                            И острые ели

                            Встают, как солдаты

                            Навстречу м..тел.. 

- О какой поре года говорится в стихотворении? Какие улицы в нашем посёлке носят названия пор года? (Осенняя и весенняя) Это новые улицы, которые были построены по программе «Развитие агрогородков Беларуси». Почему в названиях этих улиц по две буквы «н»?

         - Найти слова, в которых количество звуков и букв не совпадает. Почему? Определить падеж имён существительных. Используя опорные слова, вставить пропущенные буквы в окончания имён существительных.

         - Написание какого слова вызвало затруднение?

V. Работа над темой урока

1. Работа с учебником (с.60, упр. 100)

Чтение правила

         - Попробуйте сформулировать последовательность своих действий по написанию безударных окончаний имён существительных 3-го склонения

ПАМЯТКА

Правописание падежных окончаний имён существительных

3-го склонения

1.Определяю склонение имени существительного

2. Подставляю слово-помощник

     1-ое склонение: земля, стена

     2-ое склонение: стол, конь

     3-е склонение: степь

3. Пишу такое окончание, как у слова-помощника в данном падеже.



2. Физкультминутка.

-- Где вы занимаетесь танцами или учитесь танцевать? (В ГДК)

-- ГДК находится на улице Мелиоративной. На этой улице находится ПМК-67, больница.

Дети выполняют упражнения под музыку.

3. Игра «Угадайка»

- Где дети всё свободное время играют? (В детском саду) На какой улице находится детский сад, который вы посещали? (Октябрьская)

Загадка про лошадь

Очень любит сено есть,
И достоинств нам не счесть.
Очень уж добра, быстра,
И хозяину нужна.
Есть копыта, хвост и уши,
Про нее скорей послушай.
Жеребенка нам родит,
Отгадай же в этот миг.


Изменение слова степь и лошадь по падежам

Физкультминутка для глаз

      - Почему мы должны заботиться о своих глазах? В каком учреждении заботятся о наших глазах? (В больнице)   На какой улице находится больница?

4. Работа с учебником, упр. 102

- Прочитайте словосочетания. От чего зависит выбор окончаний имён прилагательных?

- Запишите словосочетания с именами существительными 3-го склонения.

VI. Обобщение и систематизация изученного

Работа в дифференцированных группах

     - А сейчас мы вернёмся в  школу и проверим наши знания. На какой улице находится наша школа? (Советская)

1 группа

Вставить пропущенные буквы в окончаниях используя слово помощник степь

У маленькой мыш…(степи), сделаноиз нефт…(степи),в  глубокой древност… (степи), поступил из жалост… (степи) на куст сирен…(степи),в мебел...(степи),писалв тетрад…(степи),  по област…(по степи), нет метел…( нет степи)

2 группа

Комплексный тренажёр, с. 44

- Найти словосочетания с именами существительными 3-го склонения, вставить пропущенные окончания, определить падеж.

Ступенька к мудрости (Д.п.)

Испугался мыши (Р.п.)

Колосья ржи (Р.п.)

Прыгал от радости (Р.п.)

Оставаться в тени (П.п.)

3 группа

Замени существительное ёлка существительным 3 склонения ель. Определите падеж имени существительного ель.

В лесу на поляне растёт ёлка _____________. На ёлке _________ висят шишки. Часто на ёлку ______________ забирается белочка. Нередко к ёлке ___________ прилетает дятел. Под ёлкой _______ прячется пугливый зайчик.

Придумайте своё предложение со словом ёлка.

4 группа

Запиши ответы на вопросы, используя слова в скобках

Где спит ребёнок (кровать)?

________________________________________________________

В чём пишут дети (тетрадь)?

_______________________________________________________

Как называется куст с лиловыми цветами (сирень)?

_______________________________________________________

VII. Подведение итогов урока.
- Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?
- Как определить склонение существительных в косвенной форме?


Обведите номера словосочетаний, где имена существительные имеют окончание –и.

1)шёл по доржк..

2)стоит на площад…

3)рисует в тетрад….;

4)гостит у дедушк...;

5)подошёл к печ..;

6)мечтал о сирен..

Ответы: 2, 3, 5,6

VIII. Информация о домашнем задании

С.62, упр.104

IX. Рефлексия



- Закончим наш урок на улице Интернациональной, где перед зданием поселковой администрации на площади стоит памятник землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

  ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Система Orphus