Russian Belarusian English German

Профсоюзная организация

Статья

Зачётные работы


         Осуществляя контрольно-оценочную деятельность, мы реализуем четыре основные функции контроля: обучающую, воспитательную, информационную, диагностическую. Проверяя полученные знания, сформированные умения и навыки, параллельно повторяем материал, обращаем внимание детей на самое существенное в учебном материале, разбираем типичные ошибки. Таким образом осуществляется обучающая функция контроля. Четко поставленные учебные цели и возможность проверить и оценить полученные результаты помогают педагогу повышать мотивацию к учебе, развивать умения самоконтроля и самооценки, совершенствовать и углублять знания. Так реализуется воспитательная функция контроля. Считаем, что контроль в процессе обучения должен носить системный характер. Осуществляя систематический учет результатов обучения, контролируя успеваемость каждого учащегося в течение всего учебного процесса, учитель реализует информационную функцию контроля. Обратную связь «учитель — ученик» обеспечивает диагностическая функция контроля. Её реализация позволяет вовремя вносить коррективы в методику обучения, перераспределять учебное время между отдельными вопросами темы, для устранения недочетов в знаниях школьников. Необходимо отслеживать динамику развития умений и навыков учащихся, чтобы работать над пробелами знаний. Также учащиеся должны уметь сами определять, какие знания и умения они освоили, а над какими надо еще поработать. Для этого в практике работы используются тестовые диагностические работы, с элементами заданий повышенной сложности.

Контроль успеваемости является составной частью процесса обучения, тесно связанной с другими его звеньями: изучением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением. Он заключается в проверке знаний, умений, навыков учащихся посредством систематических наблюдений за их познавательной деятельностью.

Итоги контроля служат основой оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями учебных программ.

Контроль успеваемости, оценка знаний, умений и навыков способствуют более глубокому изучению учащихся учителем, углублению, расширению и совершенствованию знаний, умений и навыков, развитию познавательных интересов. Специфика контроля успеваемости как одной из сторон процесса обучения состоит в том, что он обязательно вызывает активность каждого ученика (в подготовке ответов на вопросы и выполнении заданий учителя, участии в обсуждении ответов своих товарищей и т.п.).

Для всех видов контроля характерны устные и письменные формы контроля.

Письменная проверка знаний, умений, навыков отличается высокой экономичностью во времени, большой самостоятельностью учащихся. В сравнении с устной проверкой она отличается индивидуальным характером выполнения заданий.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

        При проведении зачётных работ в отличие от традиционных контрольных и проверочных работ можно выделить следующее:

- зачетная работа проводится по математике и русскому, белорусскому языках примерно за две недели до конца четверти;
- время выполнения зачетной работы не регламентируется;
- результаты проверки выполнения заданий обозначаются цветовым кодом; 
- учащиеся имеют возможность пересдавать темы, в которых были допущены ошибки.


В зачётных работах учебный материал , изученный в четверти представлен в виде десяти заданий, каждое из которых проверяет только одно конкретное умение. В содержание зачета включаются только изученные темы. Текстовые задачи составлены на основе сюжета различных сказок, что повышает интерес не только к урокам математики, но и урокам внеклассного чтения.

За две недели до конца четверти учащиеся приступают к выполнению зачётных работ. Предварительно, я сообщаю, что время на выполнение заданий не ограничивается (каждый работает в индивидуальном темпе), в случае затруднений можно использовать учебник. Обращаю внимание ребят, что последовательность выполнения заданий они выбирают по собственному усмотрению. Но главным стимулом к более качественному выполнению зачётных работ, является то, что учащиеся предупреждены: в случае правильно выполнения всех заданий, они освобождаются от выполнения домашних заданий до конца четверти.

        Проверяю работу только после того, когда ученик считает, что все сделано, или он не знает, как надо выполнить оставшиеся задания, закрашивая клетку рядом с ним в соответствии со следующим условием: если задание выполнено полностью правильно – клетка закрашивается целиком; если есть одна ошибка – закрашивается по диагонали наполовину; если ошибок больше, чем одна, – не закрашивает вовсе, клетка остается пустой. После проверки работ на доске вывешивается сводная ведомость для учащихся, по которой можно определить степень усвоения той или иной темы, что помогает спланировать повторение материала в конце четверти.

         После проверки работ, учащимся предлагаю выполнить задания, в которых были допущены ошибки из другого варианта ( так называемая работа над ошибками).На каждом уроке отвожу специальное время для самостоятельной работы, когда учащиеся смогут «досдавать» оставшиеся темы. Уточняю, что если задание полностью выполнено неправильно, то его полностью и надо переделать в другом равнозначном варианте, если допущено 1-2 ошибки, то задание выполняется соответственно( если нужно было решить 4 примера, то решают 2 на выбор и т.д.). Или же как вариант, предлагаю учащимся выполнить все задания другого варианта. Кроме этого подбираю аналогичные задания из учебника. После проверки работ, заполняется сводная ведомость №2, благодаря которой можно сравнить начальный и конечный результаты.

       «Освобождённый» ученик выступает в роли тренера, инструктора для других ребят и даже получает оценку за работу, если его подшефные благополучно сдали тему.

        На первый взгляд это усложнённая работа позволяет повысить самооценку учащегося, так как он видит реальные результаты своих трудов. И возможность пересдать материала во многом повышает его самооценку.

Я уверена, что благодаря зачетным работам качество знаний учащихся становится выше. Но самым главным результатом являются ваше сотрудничество, формирование привычки к самообразованию, воспитание умения ставить цель и стремиться к ее достижению. А еще готовность и умение превращать проблемы в задачи и находить их красивые решения.
Система Orphus