Russian Belarusian English German

Профсоюзная организация

ЗАЧЁТНЫЕ РАБОТЫ

ЗАЧЁТНЫЕ РАБОТЫ
Синицкая Людмила Николаевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, ГУО «Копаткевичская средняя школа»

     
        Зачётные работы предназначены для проверки учебных достижений по математике, русскому языку и белорусскому языку. Содержание работ соответствует программным требованиям. Все зачётные работы начинались с просмотра детьми самих заданий, проводились необходимые пояснения, а потом уже ребята приступали к самостоятельной работе.


           По математике при проверке знаний по темам «Величины», «Арифметический и алгебраический материал», «Геометрический материал» были включены задания аналогичные тем, которые встречались в учебнике. Отличия встретились только в текстовых задачах. Когда дети доходили до задач, то стали возникать вопросы не по условию, а по литературному содержанию (по героям и денежным единицам). У ребят, которые много читают, возник интерес к тем произведениям, из которых взяты сюжеты. Домой я предлагала самим придумать название денежных единиц для героев из произведения «Что рассказали Ушаны» и составить задачи.

           Задания по русскому и белорусскому языках были интересны тем, что включали загадки, пословицы и поговорки, что активизировало познавательную деятельность детей. Особенно были интересны те задания, при выполнении которых нужно было использовать предложенные памятки. Дети учились при этом использовать справочный материал при выполнении заданий.

           После проведения зачётной работы все с нетерпением ждали результатов. Те дети, которые выполнили задания на 100%, были освобождены от домашних заданий, а остальные получали дополнительные задания по тем темам, где допустили ошибки.«Пересдачи» зачётных работ проводились по-разному: карточки с аналогичными заданиями, которые выполнялись на уроке, как индивидуальное задание, дома или на дополнительных занятиях, а также выполнение заданий второго варианта. Работу над ошибками старались выполнить все, заставлять никого не надо было, каждый подходил и сам просил задания, чтобы исправить свои недочёты, т.к. знали, что будут освобождены от домашних заданий. Я считаю, что освобождение от домашних заданий не повлияло на качество знаний. Были и такие ребята, которые были освобождены от домашних работ, но всё равно просили и с удовольствием выполняли задания творческого или повышенного уровня. К концу четверти почти все дети получали зачёт и сводная ведомость была почти вся закрашена. После проведения зачётной работы я делала не одну, а две сводные ведомости, что позволяло реально видеть уровень успеваемости по предмету. Ребята не только закрепляли свои знания при работе над ошибками, но и проявляли трудолюбие и формирование волевых качеств, ведь некоторые выполняли работу над ошибками несколько раз.

           На родительском собрании я познакомила родителей с правилами проведения зачётных работ. Взрослые внимательно рассматривали все задания, которые выполнили их дети, и сразу видели недочёты своих. Некоторые родители приходили и контролировали выполнение зачётных работ ребёнком и исправление ошибок.

           В третьем классе в 3 четверти зачётные работы были проведены не в конце четверти, а в середине. Это помогло увидеть пробелы знаний детей и направить работу на уроках и дополнительных (стимулирующих и поддерживающих) занятиях по этим темам.

           В каждом классе есть сильные дети, а есть и очень слабые. Задача любого учителя – научить всех. Дети целевой группы, в основном, выполняли зачётную работу за урок. В моём классе есть два очень слабых ученика, для которых выполнить зачётную работу за урок невозможно, а некоторые задания сделать самостоятельно они не могут. Результаты зачётных работ таких учащихся были на низком уровне. К работе со слабыми учащимися при выполнении работы над ошибками я стала привлекать сильных, т.е. использовала приём «Учитель-ученик», где в роли учителя выступали сильные ребята, которые уже выполнили самостоятельно работу без ошибок. Во втором классе эти ребята не совсем понимали, как они должны помочь слабым. Их помощь заключалась в диктовании правильных ответов. К концу третьего класса и в четвёртом классе «учителя» стали уже не диктовать ответы, а объяснять непонятный материал. К своей роли они всегда относились серьёзно и ответственно. В моём классе все дети стараются помочь друг другу, предлагая свою помощь отстающим. А когда слабые ребята получали положительные отметки, то все за них очень радовались, а иногда даже звучали аплодисменты. На роль «учителя» я выбирала тех ребят, которые не только выполнили работу без ошибок, но и смогли объяснить, как они это сделали и что использовали (правило, таблицу, памятку). После таких занятий сильные ребята подходили ко мне очень усталые и сочувствующим голосом говорили: «Как же вы, Людмила Николаевна, с ними работаете?» или «Как же вам тяжело».

           В чём же эффективность такой работы? По моему мнению, ребята не только учатся общению между собой, но и терпимо относиться к недостаткам в знаниях других детей.

           Благодаря зачётным работам знания учащихся стали выше. Но самым важным стало формирование умения работать самостоятельно и не бояться ошибиться.



Система Orphus