Belarusian

Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

photo 2024 10 10 14 22 36    27 сентября в Копаткевичской средней школе в рамках проекта «Родительский университет» с законными представителями 5 «Б» класса прошёл семинар-практикум  на тему «Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе».  Классный руководитель  познакомил родителей с признаками, которые свидетельствуют о трудностях адаптации. Родители получили нужную и актуальную информацию по данной теме. После занятия родители смогли получить индивидуальные консультации по волнующим вопросам развития и воспитания ребенка.




Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие разные дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшается сон и аппетит. 

Есть разные причины медленной адаптации в 5 классе:

1.     Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

2.     Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3.     Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. 

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому вам, родители, и нам, учителям, надо просто быть внимательнее и добрее к детям в новом периоде их школьной жизни. 

Физиологические проблемы пятиклассников

Необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1.     Изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки.

2.     Быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме.

3.     Изменение в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей

1.     Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для длительной активности детей между выполнением домашних заданий

2.     Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних заданий, правильности светового режима

3.     Предупреждение близорукости, искривление позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук

4.     Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, овощей и фруктов. Организация правильного питания

5.     Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка

6.     Активное участие членов семьи в развитие двигательной активности ребенка

7.     Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья 

Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления

1.     Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в 5 классе.

2.     Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

3.     Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

4.     Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

5.     Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей в школе).

Чем можно помочь?

Памятка для родителей пятиклассников

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.
  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Здоровье

  • Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.
  • Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук.
  • Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание.
  • Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.
В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.

Для родителей крайне важно.

Памятка для родителей пятиклассников

  • Обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребѐнком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребѐнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учёт темперамента ребѐнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребѐнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребѐнка. И не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребѐнка.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребѐнка.
  • Необходимость смены учебной деятельности ребѐнка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
  • Наблюдение за правильной позой во время домашних заданий, соблюдение светового режима.
  • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  • Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребѐнка.
  • Забота родителей о закаливании ребѐнка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребѐнка.
  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Причины трудностей при адаптации

Памятка для родителей пятиклассников

  • Психологические причины школьной дезадаптации учащихся 5-х классов - неумение приспособиться к новому темпу школьной жизни. Причины дезадаптации - смена учебных предметов, их новое - содержательное наполнение.
  • Нарушение характера взаимоадаптации между учеником и учителем-предметником. Характерными признаками этих причин является отсутствие интереса к предмету, страх перед учителем. Ученик знает материал, но боится отвечать на уроке, низкая успеваемость по предмету; занятие посторонними делами во время урока, негативные реакции на замечания; поиск предлога для привлечения внимания учителя; возможны прогулы уроков.
  • Причины низкого уровня произвольной регуляции поведения и учебной деятельности - неорганизованность, невнимательность, повышенная отвлекаемость; часто забывает или теряет свои вещи; плохо запоминает и воспринимает материал; не умеет выделять главное, обобщать, анализировать; не может самостоятельно выполнять домашнее задание; зависимость от взрослых; опоздание на уроки.
  • Причины несформированности учебной мотивации характеризуется признаками: имея нормальное интеллектуальное развитие, не хочет учиться, отрицательно относится к процессу обучения; не хочет посещать школу; игровые мотивы преобладают над учебными.
  • Несформированность элементов и навыков учебной деятельности характеризуется низкой успеваемостью по многим предметам, невнимательностью, неорганизованностью, заучиванием без предварительной логической обработки материала.
  • Несформированность продуктивных форм общения и самоутверждения характеризуется стремлением быть в центре внимания, навязыванием другим: «играет героя», «прикидывается дурачком», рискует без надобности, хвастается, паясничает, вызывающе одевается, общается с детьми старше себя, подражает хулиганским проделкам других, повышенная тревожность, очень охотно выполняет поручения и задания учителя, чрезмерно дружелюбен.
Система Orphus