Belarusian

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи

photo 2024 10 09 11 06 57   26.09.2024. В рамках родительского собрания в 6 классе ГУО "Копаткевичская средняя школа" в форме семинара-практикума прошёл родительский университет "Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи". Цель: формирование психолого-педагогической культуры родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.

.
Цель: повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, формирование психолого-педагогической культуры родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.

Задачи:

создать условия для понимания законными представителями значимости семьи как персональной микросреды жизни и развития ребенка;

расширить представления родителей о нравственных, духовных, культурных, семейных ценностях в современных семьях;

совместно с родителями обсудить причины возникновения проблем в воспитании и возможные способы их решения, показать родителям важность сохранения эмоционального контакта в семье для жизни и развитии ребёнка;

продолжить формирование у родителей установок на сотрудничество со школой.

Классный руководитель:

Слайд 1

– Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами.Тема нашего собрания «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребёнка. Нравственные и культурные ценности семьи».

Что такое семья– понятно всем. Семья –это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь любовь и покой. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится и развивается в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.

У каждого из нас свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом,возникают у вас?

Слайд 2

 Если семья – это здание, то какое…

 Если семья – это цвет, то какой…

 Если семья – это музыка, то какая …

 Если семья – это геометрическая фигура, то какая…

 Если семья – это настроение, то какое…

 Если семья – это блюдо, то какое…

Ответы родителей.

Основная часть.

Классный руководитель:

Согласно Кодексу Республики Беларусь о браке и семье:«Семья – это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, близкого родства, усыновления».

Слайд 3

Предлагаю вашему вниманию известные цитаты о семье и браке:

«Семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации»(Р. Тагор).

«В этом мире единственное настоящее счастье – счастливый брак» (М. Терезия).

«В семейной жизни самый важный винт – это любовь»(А.П. Чехов).

«Семья всегда будет основой общества» (О. де Бальзак).

«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.А. Сухомлинский).

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей –это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» (В.А. Сухомлинский).

Известный философ В.М. Розин, отвечая на вопрос «Что дает семья современному человеку?», называет следующие факторы:

1) нормальную жизнь в плане его социального статуса, положения в обществе, жизненных перспектив; он семьянин, его в этой роли уважают и поддерживают;

2) обеспечена и упорядочена его интимная жизнь, он спокоен, здоров телом и духом;

3) в семье человек общается с близкими, понимающими его людьми, что немаловажно для современной жизни;

4) он имеет или надеется иметь детей и, следовательно, одной ногой уже стоит в вечности, отчасти приобщаясь к бессмертию. Пусть сам он, когда придет срок, умрет, но его дети и дети его детей будут продолжать дальше его род;

5) в семье жить легче: вместе легче воспитывать детей, вести хозяйство, справляться с трудностями;

6) только в семье можно пережить такие чувства, как благодарность жене (мужу), ответственность за будущее детей, настоящую родственную связь и ряд других;

7) именно семья – опора в старости, ведь, как известно, старому человеку не меньше, чем молодому, начинающему жизнь, нужны помощь, любовь, поддержка.

Слайд 4

Все начинается с семьи. Родители – это первые воспитатели своих детей, воспитание – это основная обязанность родителей. Именно в семье закладываются основы характера и нравственного облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей детей.Если семью связывают отношения дружбы, любви, доверия, то человек получает огромный положительный заряд для своего нравственного развития. В семье ребенок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя.

Главное назначение семьи –воспитание детей. Семья –персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. 

Главные задачи семейного воспитания это:

* гармоническое развитие ребенка;

* забота о здоровье детей;

* помощь в учении;

* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

* помощь в социализации личности;

* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию.

Тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка. В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные – эмоциональное принятие и контроль.

Слайд 5

От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия:

Демократический стиль (принимающий, демократический)

Слайд 6

Родители признают и поощряют растущую самостоятельность своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль(отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный)

Слайд 7

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия.

Либеральный стиль (бесконтрольный, попустительский)

Слайд 8

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку)

Слайд 9

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к девиантному (противоправному, преступному) поведению.

Слайд 10

Семья! В христианском понимании – это союз мужчины и женщины, основанный не просто на взаимном влечении, страсти или общих интересах, а на стремлении жить вместе и быть «домашней церковью» (Кол 4:15). «Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос», – пишет св. Иоанн Златоуст.

Для всех членов семьи воспитание ребёнка – это кропотливый повседневный труд по формированию культурной, духовно-нравственной, эстетической личности, через передачу культурного наследия, накопленного разными поколениями.

Семейные ценности и традиции – фундамент крепкой семьи. И чтобы это единение было прочным, очень важно иметь общие ценности, которые являются опорой семьи. А на основе этих ценностей в семье формируются традиции, они могут быть новые, созданные в молодой семье, или передаваться из поколения в поколение.Семейные традиции сплачивают семью. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой духовно-нравственного воспитания детей.

Сегодня на нашем родительском собрании присутствуютсемьи (родители),у которых семейные традиции бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Выступление родителей.

История семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом. Вот почему так важно бережно хранить и передавать традиции и обычаи своей семьи.

Заключительная часть.

Уважаемые родители, родителем быть сложно и ответственно. Воспитывать детей вовсе не означает с утра до вечера читать им «умные» морали. Надо быть примером для подражания всегда и во всем. Это непросто. Поэтому воспитание детей надо начинать с воспитания самих себя! Дайте возможность вашим детям гордиться своими родителями. И это – самое лучшее воспитание!

Семья – источник радости и счастья,

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду и в ненастье

Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья –оплот и сила государства,

Хранящая традиции веков.

В семье ребёнок – главное богатство,

Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче

И люди жадно тянутся на свет.

Душа семьи становится богаче,

Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,

Тогда весь мир лежит у ваших ног.

Любовь в семье – основа Мирозданья.

Так пусть хранит все наши семьи Бог!(Леонид Гайкевич).

Система Orphus